Подписан: Глухова Людмила Ивановна
DN: C=RU, S=Ростовская область, L=Азов,
T=Заведующий, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 Г. АЗОВА,
СНИЛС=03052694325, ИНН=614004215254,
E=mbdou4.azov@mail.ru, G=Людмила Ивановна,
SN=Глухова, CN=Глухова Людмила Ивановна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.11.21 13:04:33+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Паспорт программы развития
муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
детского сада № 4 г. Азова
на 2023–2028 годы
Наименование Программа развития муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения
программы
детский сад № 4 г. Азова на 2023–2028 годы
Разработчики
Рабочая группа в составе, утвержденном заведующим МБДОУ №4 Л.И.Глуховой:
программы
1. Е.В.Шедько, старший воспитатель первой квалификационной категории;
2. О.Г.Лобанова, воспитатель первой квалификационной категории;
3. Т.В.Серебрянская, музыкальный руководитель высшей квалификационной категории.
Координатор
Л.И.Глухова, заведующий МБДОУ № 4 Г. Азова
Исполнители
Педагогический коллектив, административный и вспомогательный персонал
МБДОУ № 4 г. Азова
программы
Нормативно-
1. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ.
правовая и
2. Стратегия развития воспитания в РФ на период до 2025 года,
методическая
утвержденная распоряжением Правительства РФ от 29.05.2015 № 996-р.
база для
3. Указы Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 г. № 204 и от 21 июля 2020 г. № 4745.
разработки
4. Приказ Минтруда России от 18.10.2013 №544н «Об утверждении профессионального стандарта «Педагог»
программы
(педагогическая деятельность в сфере дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего
образования) (воспитатель, учитель)» (Зарегистрировано в Минюсте России 06.12.2013 №30550);
5. Приказ Минобрнауки России от 17.10.2013 №1155
«Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»
(Зарегистрировано в Минюсте России 14.11.2013 №30384);
6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 №2
«Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21
«Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека
факторов среды обитания» (Зарегистрировано в Минюсте России 29.01.2021 №62296);
7. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 28.09.2020 №28
«Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20
«Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения,
отдыха и оздоровления детей и молодежи»
(Зарегистрировано в Минюсте России 18.12.2020 №61573);
8. Порядок организации и осуществления образовательной деятельности
по основным общеобразовательным программам –
образовательным программам дошкольного образования,
утвержденный приказом Минпросвещения от 31.07.2020 № 373.
9. Устав МБДОУ № 4 г. Азова.
10. Образовательная программа дошкольного образования и
рабочая программа воспитания МБДОУ № 4 г. Азова
Срок
5 лет (с 2023 по 2028 год)
реализации
программы
развития
Основные
Первый этап – январь – июль 2023г.
этапы
- разработка нормативно-правовой базы локальных документов,
реализации
направленных на методическое, кадровое и информационное развитие образовательной организации:
программы
1.Утверждение новой системы методической работы, направленной на повышение педагогического
развития
мастерства воспитателей и специалистов;
2. Утверждение новой системы стимулирующих выплат, на основе экрана профессионального мастерства.
3. Утверждение локальных актов, регламентирующих процесс включения родителей в управление ДОО и
новый формат взаимодействия с ними
- проведение промежуточного мониторинга реализации программы – июль 2023г.
Второй этап – июль 2023г. – июль 2028г.
- реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы,
- промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы – каждый июль с 2024 по 2027г.г.,
- при необходимости – внесение изменений в программу на основе результатов промежуточного мониторинга и
ВСОКО.
Третий этап – июль 2028г – декабрь 2028г.
- итоговый мониторинг реализации мероприятий программы,
- анализ результатов,
- выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития.
- подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития
Цели
программы
развития
Обеспечение высокого уровня качества дошкольного образования, обладающего свойствами
инновационности, имеющего опережающий характер, отвечающий на вызовы современности
через следующие механизмы:
1. Повышение качества реализации образовательных программ МБДОУ № 4 г. Азова, на основе
индивидуализации образовательной траектории каждого воспитанника и создания условий для
формирования у ребенка позиции субъекта.
2. Совершенствование условий профессионального развития педагогов,
когда детский сад является ресурсом непрерывного повышения педагогического мастерства.
3. Поиск новых форм и развитие взаимодействия с родительской общественностью.
Задачи
По реализации механизма №1:
программы
1. Трансформировать РППС всех помещений и территории МБДОУ № 4 г. Азова таким образом, чтобы каждый
развития
воспитанник являлся полноправным членом детсадовского сообщества.
2. Перестроить образовательный процесс от жесткого планирования образовательной и воспитательной
деятельности к планированию гибкому,ориентированному на инициативы детей, родителей и педагогов.
По реализации механизма №2:
3. Усовершенствовать систему непрерывного повышения педагогического мастерства
По реализации механизма №3:
4. Привлекать родительскую общественность к участию в управлении ДОО, а именно:
- во внесение изменений в ОП ДО и РПВ, программу развития ДОО;
- учитывать их мнение в обустройстве РППС ДОО;
- во взаимодействии с сетевыми партнерами.
Ожидаемые
результаты
реализации
программы
МБДОУ № 4 – учреждение, где:
- образовательный процесс организован на высочайшем уровне, с ориентацией на индивидуальные
потребности каждого воспитанника;
- созданы условия для становления субъектной позиции ребёнка;
- созданы условия для непрерывного повышения педагогического мастерства воспитателей и специалистов;
- управление осуществляется с учетом мнения родителей;
Структура
Введение
программы
Раздел I. Характеристика текущего состояния МБДОУ № 4 г. Азова
развития
Раздел II. Концепция развития МБДОУ № 4 г. Азова
Раздел III. Ключевые ориентиры программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации и
ожидаемые результаты
Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития
Раздел V. Мониторинг реализации программы развития
Порядок
Текущее управление программой осуществляется координатором Программы – заведующим Л.И.Глуховой
управления
Корректировки программы осуществляются рабочей группой:
реализацией
старшим воспитателем Е.В.Шедько, воспитателем О.Г.Лобановой, музыкальным руководителем
Т.В.Серебрянской.
программы
развития
Порядок
Внутренний мониторинг осуществляется ежегодно в июле.
мониторинга
Форма – аналитический отчет о результатах реализации программы развития.
реализации
Ответственный – Е.В.Шедько.
программы
развития
Ресурсное
Кадровые ресурсы:
обеспечение
В учреждении работает 10 педагогов,
реализации
из которых на данный момент присвоена первая квалификационная категория – 7чел.
программы
(70%)Высшая – 2 чел.(20%), соответствие должности – 1 чел (10%)
развития
КПК все педагоги проходят 1 раз в 3 года.
Материально-технические ресурсы:
В каждой группе имеется в достаточном количестве мебель, однако, недостаточно предметов,
позволяющих трансформировать детям пространство группы, мало предметов, обладающих
полифункциональностью,
требуются ресурсы для обеспечения вариативности при выборе.
Механизмы реализации программы развития детского сада:
1. Преобразование системы методической работы в ДОО;
2. Обновление материально-технической базы с целью индивидуализации образовательного процесса.
3. Совершенствование системы управления образовательной, инновационной и финансово-экономической
деятельностью ДОО
Введение
Используемые термины и сокращения:
Детский сад, ДОО, Учреждение – МБДОУ №4 г. Азова.
Программа – программа развития детского сада на 2023-2028 годы.
ВСОК ДО, ВСОКО – внутренняя система оценки качества дошкольного образования.
ФГОС ДО – федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования.
МКДО – мониторинг качества дошкольного образования.
ОП ДО –образовательная программа дошкольного образования.
РПВ – рабочая программа воспитания.
РППС – развивающая предметно-пространственная среда.
Настоящая Программа разработана на основании приоритетов образовательной политики, закрепленных в документах
федерального, регионального и муниципального уровней.
Программа представляет собой основной стратегический управленческий документ, регламентирующий и направляющий
ход развития детского сада.
В Программе отражаются системные, целостные изменения в детском саду, сопровождающиеся проектно-целевым
управлением.
Основными функциями настоящей программы развития являются:
организация и координация деятельности детского сада по достижению поставленных перед ним задач;
определение ценностей и целей, на которые направлена программа;
выявление качественных изменений в образовательном процессе посредством контроля и мониторинга хода и
результатов реализации программы развития;
интеграция усилий всех участников образовательных отношений, действующих в интересах развития детского
сада.
Раздел I. Характеристика текущего состояния МБДОУ № 4 г. Азова
Информационная справка.
МБДОУ № 4 г. Азова расположен в здании 1967 года постройки
общей площадью 1034 м2. В 2007 году проводилась реконструкция.
В ДОО имеются музыкальный зал, кабинеты логопеда и психолога.
Правоустанавливающие документы детского сада.
Лицензия на право ведения образовательной деятельности № 5059 от 18.06.2015. Лицензия бессрочная.
ОГРН 1076140001090
ИНН 6140025905
КПП 614001001
Учредитель: Учредителем МБДОУ № 4 г. Азова и собственником его имущества является муниципальное образование
«Город Азов».Функции и полномочия Учредителя выполняет Управление образования администрации города Азова.
Контакты: адрес: 346780, Ростовская обл, Азов г, Кирова ул, дом № 17, т. +7(86342)5-1706
E-mail: mbdou4.azov@mail.ru
Сайт: h t t p s : / / 4 a z o v . t v o y s a d i k . r u / s v e d e n / c o m m o n
Условия образования в детском саду
Рабочая неделя – пятидневная
длительность пребывания детей – 12 часов
ежедневный график работы с 7.00 до 19.00
Основной структурной единицей является группа детей дошкольного возраста.
Характеристика контингента воспитанников:
Проектная мощность – 140 детей,
На 1 сентября 2023 г. числится 87 детей.
Из них мальчиков – 52%
Девочек – 48%
Дети из многодетных семей – 11 чел
Дети из неполных семей – 5 чел
Дети, имеющие статус ОВЗ – 17 чел.
В Учреждении функционируют 5 групп, из них 4 групп общеразвивающей направленности полного дня для детей с 2 до
7 лет и 1 группа для детей ОВЗ ТНР.
Основным направлением деятельности детского сада является реализация ОП ДО в группах общеобразовательной
направленности и коррекционной группе для детей с ТНР.
Содержание образовательного процесса определяется образовательной программой дошкольного образования в группах
общеразвивающей направленности и адаптационной образовательной программой в коррекциооной группе для детей с
ТНР.
- Обязательная часть ОП ДО разработана с учетом:
- требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования,
- Федеральной Образовательной программой,
- Часть ОП ДО, формируемая участниками образовательных отношений, разработана с учетом Региональной
образовательной программы «В краю Тихого дона», разработанной с учетом специфики региональных особенностей
Ростовской области.
Для решения образовательных задач используются словесные, наглядные, практические, проблемные и другие
методы обучения, а также образовательная технология «Ситуация».
Суть образовательной технологии «Ситуация» заключается в организации развивающих ситуаций с детьми на основе
использования общекультурных знаний о законах эффективной деятельности с учетом возрастных особенностей
дошкольников. Технология положена в основу специально моделируемых взрослым ситуаций сходной структуры:
- введение в ситуацию;
- актуализация знаний и умений детей;
- затруднение в ситуации;
- «открытие» ребенком нового знания (способа действия);
- включение нового знания (способа действия) в систему знаний ребенка;
- осмысление ситуации.
Кроме этого, воспитатель может использовать ее отдельные компоненты в процессе возникновения естественных
ситуаций затруднения. В ситуации могут участвовать как один ребенок, так и дети всей группы или подгруппы, либо дети
из разных групп, дети разных возрастов, чтобы они могли учиться друг у друга.
Освоение ОП ДО не сопровождается проведением промежуточных аттестаций и итоговой аттестацией
воспитанников. Целевые ориентиры не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической
диагностики (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей.
При реализации ОП ДО педагогическими работниками проводится оценка индивидуального развития детей в рамках
педагогической диагностики. Цель диагностики - оценка эффективности педагогических действий и их дальнейшее
планирование на основе полученных
Организация педагогического мониторинга вариативной части ОП ДО: предусмотрена оценка индивидуального
развития детей с целью получения обратной связи от собственных педагогических действий и планирования дальнейшей
работы.
Задачи мониторинга:
1. наблюдать за развитием у детей познавательного интереса к культурно-историческим особенностям Краснодарского
края, выявлять познавательные предпочтения;
2. наблюдать за развитием эмоционально-личностного отношения к социальной действительности, своим поступкам,
поступкам других, за проявлением патриотических чувств.
3. наблюдать за особенностями поведения ребенка в различных видах детской деятельности (как развивается умение
планировать и организовывать свою деятельность, развивается инициативность, ответственность и автономия)
Основные инструменты педагогической диагностики:
- наблюдение за активностью детей в спонтанной и специально организованной деятельности;
- модель 4-х вопросов, позволяющая выяснить актуальные предпочтения детей в спонтанной и специально организованной
деятельности для выбора на их основе уровня сложности.
Результаты диагностики эффективности образовательного процесса за 2022-2023 г.г.
Эффективность образовательного процесса проводится с помощью диагностического инструментария Н.В. Верещагина «Результаты
мониторинга детского развития».
Общая результативность по Учреждению свидетельствует об эффективной организации педагогического процесса.
Результаты мониторинга эффективности педагогического процесса по «Результаты мониторинга детского развития».
проведенного в апреле-мае 2023 года свидетельствуют о недостаточной эффективности реализации образовательной
области «Речевое развитие» в 1-й, 2-й младших группе. В остальных группах освоение всех 5 образовательных областей ООП
ДО соответствует значению «удовлетворительный уровень освоения».
Возможные причины затруднений педагогов в области «Речевое развитие»:
- задержка развития речи у воспитанников (с занесением в медкарту);
- недостаточная работа логопеда с данной возрастной категорией;
- дефицит компетенций у воспитателя.
Материально-техническая база.
Территория МБДОУ № 4 г. Азова составляет 5495м2.
Каждая группа имеет свою площадку для прогулок, оборудованную крытой верандой, что позволяет гулять в любую погоду.
Игровое оборудование разрешено для использования в детских учреждениях.
Мебель, которой оборудованы групповые помещения, соответствует возрасту воспитанников и может трансформироваться по
высоте в зависимости от роста детей.
В Учреждении имеется кабинет педагога-психолога, учителя-логопеда, музыкальный зал..
Кадровая характеристика.
На момент написания программы развития (август 2023г.) общее количество педагогических работников –10 чел.
Из них воспитателей – 7
Старших воспитателей – 1
Из них муз.руководителей – 1
Психологов - 1
Логопедов – 1
Образование:
50% - среднее профессиональное
50% -высшее профессиональное
Результаты и анализ ВСОК ДО в 2022-2023 году
Целью ВСОК ДО является постоянное совершенствование качества дошкольного образования внутри МБДОУ № 4 г.
Азова, удовлетворяющего требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации и отвечающего потребностям всех
участников образовательных отношений.
Достижение цели обеспечивается через решение следующих задач:
Задача 1. Обеспечить качество образовательных программ МБДОУ № 4 г. Азова;
Задача 2. Совершенствовать качество содержания образовательной деятельности в МБДОУ №4;
Задача 3. Создать образовательные условия, позволяющие каждому воспитаннику достичь лучших для себя образовательных
результатов.
Задача 4. Выявить и обеспечить удовлетворенность семьи, как участника образовательных отношений, качеством образования.
Задача 5. Обеспечить качество услуг по присмотру и уходу воспитанниками.
Задача 6. Усилить результативность функционирования образовательной организации за счет повышения качества
принимаемых для нее управленческих решений.
ВСОК ДО МБДОУ представляет четкие ориентиры для развития качествадошкольного образования в Учреждении и
позволяет определить:
- степень соответствия ООП ДО нормативным требованиям ФГОС ДО, при сохранении вариативности многообразия
реализуемых образовательных программ;
- степень соответствия условий осуществления образовательной деятельности действующим нормативным документам;
- степень удовлетворенности семьи сотрудничеством и партнерством с ДОО;
- степень обеспечения здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу в ДОО;
- степень совершенствования управления качеством дошкольного образования в организации.
Качество дошкольного образования в ДОО обеспечивается не только качеством образования, но и качеством присмотра и ухода
за ребенком с целью обеспечения его безопасности, здоровья и повседневного ухода. ВСОК ДО в МБДОУ
проводится по следующими критериям:
1. качество образовательных программ дошкольного образования;
2. качество содержания образовательной деятельности в ДОО;
3. качество образовательных условий в дошкольных образовательных организациях;
4. качество взаимодействия с семьей;
5. качество обеспечение здоровья, безопасности и качества услуг по присмотру и уходу;
6. качество управленческих решений в дошкольной образовательной организации.
В МБДОУ ВСОК ДО проводится ежегодно, в марте-апреле, в течение 10 рабочих дней. В 2023 году мониторинг
проводился в период с 28 апреля по 6 мая. По итогам ВСОК ДО был составлен профиль качества ДОО.:
Мониторинг ВСОК ДО позволил выявить в МБДОУ № 4 следующие проблемы:
- уровень незначительно ниже базового в критерии 2: качество реализации образовательных областей «познавательное
развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие»;
- уровень ниже базового в критерии 3: создание благоприятных психолого-педагогических условий: поддержка субъектной
позиции ребенка, состояние РППС: зонирование, доступность, трансформируемость, вариативность.
- уровень ниже базового в критерии 6 - управление качеством ДОО: корреляция программы развития и ООП ДО на основе
результатов ВСОК ДО.
Таким образом, результаты мониторинга ВСОК ДО показали, что:
-
образовательные условия МБДОУ практически соответствуют основным требованиям ФГОС ДО по следующим
показателям:
a. структура и содержание ООП ДО;
b. взаимодействие с родителями;
c. качество присмотра и ухода.
-
по показателям «качество ОД», «условия реализации ООП» и «управление ДОО» требуется скорректировать работу, т.к.
оценка ниже базового уровня.
1.2 Аналитический блок
SWOT-анализ состояния ДОО:
Положительное влияние
Отрицательное влияние
Внутренняя среда
Сильные стороны
Слабые стороны
- наличие специалистов: педагог-психолог, учитель-логопед;
-
- наличие специализированных оборудованных помещений
(кабинеты специалистов);
- отсутствие текучки педагогических кадров;
- высокая квалификация педагогического коллектива (95%
имеют квалификационную категорию);
- наличие налаженной системы методической работы с
педагогами.
нехватка
вспомогательного
персонала:
помощников
воспитателей, дворников и, как следствие, дополнительная
нагрузка на воспитателей сверх должностных обязанностей;
- риск профессионального выгорания педагогов;
- не полное соответствие РППС Учреждения требованиям
ФГОС ДО по параметрам «доступность»,
«трансформируемость», «полифункциональность»;
- не полное соответствие требованиям ФГОС ДО психологопедагогических условий реализации ООП ДО: присутствует
учебно-дисциплинарная
образовательного процесса.
модель
организации
Внешняя среда
Возможности
Угрозы
- Возможность налаживания сетевого сотрудничества в - Нестабильная политическая и экономическая обстановка в
новых условиях благодаря мессенджерам и интернет- стране, влекущая за собой сокращение финансирования
платформам.
сферы образования.
- Возможность непрерывно обучатся без отрыва от работы на - Относительно низкий уровень заработной платы у
онлайн курсах повышения квалификации.
педагогов и вспомогательного персонала в условиях
увеличивающейся инфляции может привести к потере
слаженного высококвалифицированного коллектива.
- Нежелание приходить на работу в ДОО молодых педагогов
после окончания ВУЗа или СУЗа в силу не высокой оплаты
труда.
Перекрестный анализ ДОО
Риск – профессиональное выгорание педагогов в результате:
- нехватки вспомогательного персонала: помощников воспитателей, дворников и,как следствие, дополнительная нагрузка на
воспитателей сверх должностных обязанностей;
Предполагаемый способ компенсации риска:
- материальная компенсация выполнения работы сверх должностных обязанностей (оплата за совмещение должностей,
премиальные выплаты);
- возможность повысить доход за счет стимулирующих выплат на основе показателей профессионального мастерства
- нематериальная компенсация: помощь педагога-психолога, team-building мероприятия во вне рабочее время,
установление камфортного графика работы с учетом пожеланий педагогов (по возможности);
Проблема:
Учебно-дисциплинарная модель организации образовательного процесса и не полное соответствие требованиям ФГОС ДО
РППС Учреждения
Возможный способ решения проблемы:
Совершенствование системы методической работы в целях повышения компетенций педагогов в вопросах владения ФГОС
ДО и его использования при построении своей педагогической работы.
Создание условий для освоения педагогами личностно-ориентированной модели построения образовательного процесса.
Раздел II. Концепция развития МБДОУ № 4 г. Азова
Актуальность разработки программы развития обусловлена модернизацией системы образования Российской Федерации, а
именно выходом новых нормативных документов:
- Государственная программа «Развитие образования» до 2030 года (Постановление Правительства РФ от 07.10.2021 №1701);
- Концепция подготовки педагогических кадров (распоряжение Правительства от 24.06.2022г. №1688-р);
- Федеральный закон от 14.07.2022г. №298-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Федеральный закон от 14.07.2022г. №295-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации»;
- Приказ МинПросвещения России от 21.07.2022г. №582 «Об утверждении перечня документации, подготовка которой
осуществляется педагогическими работниками при реализации основных общеобразовательных программ».
- Приказ Минпросвещения России от 25.11.2022 N 1028 "Об утверждении федеральной образовательной программы
дошкольного образования"
Ключевая идея развития детского сада ориентирует коллектив на создание универсального образовательного пространства,
способствующего развитию педагогического мастерства у воспитателей и специалистов Учреждения, становлению позиции
субъекта у воспитанников, а также развитию новых форм сотрудничества педагога и родителя.
Повышение качества реализации образовательных программ МБДОУ № 4 г. Азова на основе осмысления ФГОС ДО и
введения ФОП ДО требует комплекса мероприятий в основе которых лежит принцип индивидуализации образовательной
траектории каждого воспитанника и создания условий для формирования у ребенка позиции субъекта, что требует
трансформации РППС в группах и на территории детского сада, а также выстраивания новой системы методической работы с
педагогами, в ходе которой происходит совершенствование условий профессионального развития.
Обновление содержания работы с родительской общественностью обуславливает поиск новых форм и развитие
взаимодействия с семьями.
Целостное представление концепции желаемого будущего состояния МБДОУ № 4 г. Азова предполагает наличие
следующих взаимосвязанных блоков:
1. Концепция образовательной системы
Общие принципы: образовательная среда строится на основе системы принципов деятельностного обучения.
Система организации образовательного процесса:
Образовательный процесс реализуется через создание развивающей образовательной среды, которая представляет собой систему
психолого-педагогических и пространственных условий.
Ожидаемый результат: образовательная среда, способствующая накоплению ребенком культурного опыта деятельности и
общения в процессе активного взаимодействия с другими детьми и взрослыми.
Базовые требования к образовательному процессу:
Планирование образовательного процесса на основе педагогического наблюдения и с учетом инициатив детей, мотивация
воспитанников через трансформацию РППС, использование технологии «Ситуация» как основного образовательного
инструмента. Переход от учебно-дисциплинарной модели построения образовательного процесса на модель личностноориентированную.
2.
Концепция обеспечивающей системы
Система жизнеобеспечения деятельности МБДОУ № 4 г. Азова построена по принципу «лучше меньше, да лучше»:
минимальный, предельно простой и понятный коллективу документооборот, сокращение номенклатуры дел педагогов, полное
укомплектование вспомогательными кадрами, обеспечивающими жизнедеятельность ДОО (помощники
воспитателей, уборщики, дворники). Отсутствие дефицитов в обеспечении необходимыми хозяйственными принадлежностями,
своевременное поступление средств на ремонт и содержание территории и зданий ДОО.
3. Концепция желаемого состояния коллектива
Педагогический коллектив стабилен и представлен коллективом единомышленников, с любовью относящихся к своей
профессии. Обладающих высокой квалификацией (100% имеет квалификационную категорию), непрерывно повышающих свое
профессиональное мастерство на внутренних и внешних мероприятиях (КПК, семинары, индивидуальная работа).
Педагогический штат полностью укомплектован, в т.ч. специалистами. В коллективе реально функционирует наставничество по
разным направлениям педагогической работы (ИКТ, современные пед.технологии, взаимодействие с родителями, наполнение
РППС и др.)
4.
Концепция управляющей системы
Управление осуществляется на основе сочетания принципов единоначалия и коллегиальности.
Руководство осуществляется заведующим МБДОУ № 4 г. Азова, который назначается на должность и освобождается от
должности Учредителем. Заведующий осуществляет непосредственное руководство детским садом и несет ответственность за
деятельность учреждения.
Органами коллегиального управления являются:
-
общее собрание трудового коллектива;
-
педагогический Совет;
-
Совет родителей;
Общее собрание осуществляют полномочия трудового коллектива:
-
Обсуждает проект коллективного договора, его выполнение работодателем;
Обсуждает вопросы состояния трудовой дисциплины и мероприятия по укреплению сплоченности коллектива;
-
Рассматривает вопросы охраны и безопасности условий труда работников;
-
Обсуждает дополнения, и изменения, вносимые в Устав.
Педагогический совет осуществляет управление педагогической деятельностью:
-
Отбирает и утверждает образовательные программы и программу развития;
-
Рассматривает и утверждает годовой план работы;
-
Обсуждает вопросы отбора содержания, форм и методов организации образовательного процесса, планирования
образовательной деятельности;
-
Рассматривает вопросы непрерывного профессионального развитие педагогических кадров.
Совет родителей функционирует на двух уровнях:
1.
Родительские комитеты групп: обсуждают текущие вопросы участия родителей в жизни группы;
2.
Совет родителей (от каждой группы по одному представителю от группы). Обсуждает и согласует стратегические
вопросы развития и деятельности Учреждения, в том числе: совершенствование образовательных программ и программы
воспитания ДОО, обсуждение организации образовательного процесса, обсуждение и согласование программы развития.
Учредитель – управление по образованию администрации города Азова осуществляет контроль за деятельностью детского
сада.
В Учреждении отсутствует жестко регламентированное планирование деятельности, осуществлен переход к гибкому
планированию с учетом потребностей педагогов, родителей и воспитанников.
Раздел III. Ключевые ориентиры Программы развития: миссия, цели, задачи, этапы реализации
Миссия детского сада - заключается в создании благоприятных условий для полноценного проживания ребенка дошкольного
детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в
соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка ребенка к жизни в современном обществе.
Социально-педагогическая миссия ДОО состоит в обеспечении доступности дошкольного образования, в том числе для детей
раннего возраста, в соответствии с государственными требованиями и запросом со стороны родителей. Дифференцируется по
отношению к различным субъектам:
-
по отношению к детям и их родителям ДОО стремится расширить вариативность дошкольных программ и форм получения
дошкольного образования;
-
по отношению к социуму миссия ДОО состоит в привлечении как можно большего числа различных субъектов и
социальных институтов к развитию дошкольного образования с тем, чтобы расширить ресурсную базу дошкольного
образования;
-
по отношению к системе образования миссия ДОО заключается в расширении доступности новаций посредством
трансляции передового опыта педагогических работников;
-
по отношению к педагогическому коллективу ДОО создаёт условия для профессиональной самореализации педагога,
социальной защиты и непрерывного повышения квалификации.
Ключевые приоритеты развития детского сада до 2027 года:
Преобразование системы методической работы:
1.
Увеличение числа квалифицированных педагогов за счет развития системы непрерывного повышения профессионального
мастерства, включающей в себя программу сотрудничества с передовыми образовательными организациями города, и
страны;
2. Внедрение модели наставничества.
Совершенствование образовательного процесса:
1.
Преобразование РППС групп, помещений и территории ДОО до базового уровня шкал МКДО;
2.
Апробирование различных форматов гибкого планирования во всех возрастных группах;
3.
Переход от учебно-дисциплинарной к личностно-ориентированной модели построения образовательного процесса;
4.
Создание психолого-педагогических условий для развития субъектной позиции воспитанников.
Целью программы является обеспечение высокого уровня качества дошкольного образования, обладающего
свойствами инновационности, имеющего опережающий характер, отвечающий на вызовы современности, через
следующие механизмы:
1. Повышение качества реализации образовательных программ МБДОУ № 4 г. Азова, на основе индивидуализации
образовательной траектории каждого воспитанника и создания условий для формирования у ребенка позициисубъекта.
2. Совершенствование условий профессионального развития педагогов, когда детский сад является ресурсом непрерывного
повышения педагогического мастерства.
3. Поиск новых форм и развитие взаимодействия с родительской общественностью.
Указанная цель будет достигнута в процессе решения следующих задач:
По реализации механизма №1:
1. Трансформировать РППС всех помещений и территории МБДОУ № 4 г. Азова таким образом, чтобы каждый
воспитанник чувствовал себя как дома – полноправным членом детсадовского сообщества.
2. Перестроить образовательный процесс от жесткого КТП к планированию гибкому, ориентированному на инициативы
детей, родителей и педагогов.
По реализации механизма №2:
1. Усовершенствовать систему непрерывного повышения педагогического мастерства. По
реализации механизма №3:
2. Привлекать родительскую общественность к участию в управлении ДОО, а именно:
- во внесение изменений в ОП ДО и РПВ, программу развития ДОО;
- учитывать их мнение в обустройстве РППС ДОО;
- во взаимодействии с сетевыми партнерами.
Этапы реализации:
Первый этап – сентябрь2023 – июль 2024г.
- разработка нормативно-правовой базы локальных документов,
направленных на методическое, кадровое и информационное развитие образовательной организации:
-утверждение локальных актов, регламентирующих процесс включения родителей в управление ДОО и новый формат
взаимодействия с ними;
-проведение промежуточного мониторинга реализации программы – июль 2024г.
Второй этап – июль 2024г. – июль 2028г.
- реализация мероприятий, направленных на достижение результатов программы,
- промежуточный мониторинг реализации мероприятий программы – каждый июль с 2024 по 2028г.г.,
- при необходимости – внесение изменений в программу на основе результатов промежуточного мониторинга и ВСОКО.
Третий этап – июль 2028г – декабрь 2028г.
- итоговый мониторинг реализации мероприятий программы,
- анализ результатов,
- выявление проблем и путей их решения, определение перспектив дальнейшего развития,
- подведение итогов и постановка новых стратегических задач развития.
Раздел IV. Мероприятия по реализации программы развития
№
Дата
п/п начала
1.
1.09.
2023
Дата
Перечень
окончания действий
31.07.
2023
Содержание и
методы
деятельности
Необходимые условия Прогнозируемые результаты
для реализации
реализации действий
действий
Первый этап – подготовительный (сентябрь – июль 2023г.)
Разработка
нормативно-1.Утверждение новой системы
- готовность
Обновлена нормативнопедагогов и родителей правовая база,
правовой базы локальныхметодической работы,
принимать участие в регламентирующая
документов,
направленной на повышение
обсуждении и
направленных на
педагогического мастерства
методическую работу,
утверждении новых взаимодействие с родителями
методическое, кадровое и воспитателей и специалистов;
нормативных актов
информационное развитие 2. Утверждение локальных
и управленческую кадровую
ДОО;
образовательной
актов, регламентирующих
работу
- проведение собраний
организации:
процесс включения родителей
трудового коллектива,
в управление ДОО и новый
общего родительского
форматвзаимодействия с ними
собрания для
3. проведение промежуточного
утверждения
мониторинга реализации
нормативных
программы – июль 2024г.
документов.
Второй этап – основной (июль 2023г. – июль 2028г.)
31.09.
2023
31.07.
2028
Переход от учебноТрансформация РППС групп,
- повышение
РППС всего ДОО
дисциплинарной к
помещений и территории ДОО по компетенций
трансформирована, что
личностно-ориентированной следующему плану:
педагогов по
создает условия для развития
модели построения
- 2023-2024г.г. – группы;
возможностям
субъектной позиции
образовательного процесса, - 2024-2025г.г. – холлы и
преобразования РППС воспитанников.
рекреации;
на КПК и внутренних
Благодаря гибкому
Создание психолого- 2025-2026г.г. – территория и
ПДС;
педагогических условий для участки.
планированию с учетом
- перестановка и
развития субъектной
перенаполнение РППС инициатив детей педагоги
позиции воспитанников.
Апробация различных форм
выстраивают
групп, рекреаций и
гибкого планирования
территории с учетом образовательный процесс на
образовательного процесса во
мнения родителей и основе личностновсех возрастных группах
ориентированной модели
воспитанников;
(наличие гибких планов).
- выбор и поиск
страны – 50%
опытным путем
оптимальных форм
гибкого планирования;
-внедрение гибкого
планирования в
повседневную
практику.
31.09.
2023
31.07.
2028
Совершенствование
системы методической
работы в целях обеспечения
непрерывного
профессионального
развития педагогов
Внедрение модели
Наставничества в систему
методической работы
Желание педагогов
профессионально
развиваться
Проведение ПДС на основе
профессиональных дефицитов
педагогов
Готовность педагогов
быть наставниками и
участниками
конкурсов
профессионального
мастерства
Подготовка педагогов и их
участие в конкурсах
профессионального мастерства
01.09.
2024
31.12.
2024
Развитие комплексной
системы психологопедагогической поддержки
семей.
Внедрение в систему работы Изучение педагогами
способов
с родителями на
установление доверительных взаимодействии с
родителями.
отношений с детьми,
родителями и педагогами,
объединение их в одну
команду, воспитание
потребности делиться друг с
другом своими проблемами
и совместно их решать.
Третий этап – рефлексивный (июль 2027г – декабрь 2028г.)
Детский сад становится
реальным ресурсом
непрерывного
профессионального развития.
Включение в комплексную
систему психологопедагогической поддержки
семей, посещающих
детский сад.
31.07.
2027
31.12.
2028
Анализ результатов,
определение перспектив
дальнейшего развития.
- итоговый мониторинг
реализации мероприятий
программы в соответствии с
количественными индикаторами
и качественными показателями
раздела 5.
- анализ степени достижения
результатов и определение новых
стратегических задач развития
Учреждения
Самоанализ педагогов
результативности свое
деятельности в
соответствии с
поставленными
Программой задачами
Независимая оценка
результатов
программы Советом
родителей
Внутренняя оценка
степени достижения
результатов
Программы
методической службой
ДОО
Определение стратегии
дальнейшего развития с
учетом результатов
реализации Программы.
Раздел V. Мониторинг реализации программы развития
Мониторинг эффективности реализации программы проводится ежегодно, в июле, в период с 2024 по 2028 г.г.
Инструменты оценки – инструментарий ВСОК ДО, шкалы МКДО в последних редакциях, инструментарий педагогической
диагностики.
Качественные результаты Программы и количественные индикаторы эффективности обозначены на момент окончания
реализации Программы (июль 2028 года).
Механизмы и задачи Программы
Качественные результаты и количественные
индикаторы эффективности
Механизм №1
Качественный результат:
Повышение качества реализации образовательных программ Образовательный
МБДОУ
№
4
г.
Азова,
на
основе
процесс
выстроен
в
полном
индивидуализации соответствии с требованиями ФГОС ДО и ФОП ДО:
образовательной траектории каждого воспитанника и создания осуществлен полный переход от учебно-дисциплинарной
условий для формирования у ребенка позиции субъекта.
к
Задачи:
образовательного
1.
Трансформировать РППС всех помещений и территории
МБДОУ № 4 г. Азова таким
личностно-
педагогические
ориентированной
процесса,
условия
для
позиции воспитанников.
Количественные индикаторы:
модели
построения
созданы
психолого-
развития
субъектной
образом, чтобы каждый воспитанник чувствовал себя как дома – 1.
полноправным членом детсадовского сообщества.
РППС групп, помещений и территории ДОО имеет
базовую оценку (3 балла) при проведении внутренней
оценки с использованием шкал МКДО;
2. Перестроить образовательный процесс от жесткого КТП к
планированию гибкому, ориентированному на инициативы детей,
родителей и педагогов.
2.
Гибкое планирование образовательного процесса
освоено во всех возрастных группах (наличие гибких
планов).
Механизм №2
Качественный результат:
Совершенствование условий профессионального развития
Результат: детский сад – реальный ресурс
Педагогов.
профессионального развития.
Задачи:
Количественные индикаторы:
1.
Увеличение числа квалифицированных педагогов за счет
развития системы непрерывного повышения профессионального
1.Доля педагогов, аттестованных на квалификационную
категорию – 100%
мастерства, включающей в себя программу сотрудничества с
Доля педагогов, транслирующих собственный
передовыми образовательными организациями города и
педагогический опыт, на мероприятиях разного уровня -
страны
100%
2. Внедрение модели наставничества
2. Обновленное положение о Наставничестве, приказы и
программа Наставничества в ДОО
Доля педагогов, задействованных в качестве Наставников
– 30%
Механизм №3
Качественный результат:
Поиск новых форм и развитие взаимодействия с родительской Развитие
общественностью.
комплексной
педагогической
поддержки
системы
семей,
психолого-
имеющих
детей
раннего возраста, включающей в себя охват малышей
Задачи:
программами раннего развития.
Количественные индикаторы:
1.
Привлекать родительскую общественность к участию в
управлении ДОО
1. Программа
компетентного
родительства
для
просвещения родителей, имеющих детей от 1 года,
до момента их поступления в школу (наличие,
экспертиза, реквизиты).
2. Программы, договора о сетевом сотрудничестве,
планы по благоустройству РППС согласованы с
Советом родителей.