Консультация для родителей "Влияние домашних животных на воспитание детей"
01.02.2023
Влияние домашних
животных на воспитание детей
Подготовила воспитатель: Литюкова М.В.
Взрослые и дети разными глазами смотрят на домашних животных. Для малышей
это прежде всего лучший друг, который постоянно вызывает восторг и возгласы
восхищения. Крохи воспринимают котиков и собачек совсем по-другому, они тянутся
к живым существам, пытаются их погладить, пощупать, рассмотреть. И именно
домашние животные играют огромную роль в воспитании ребенка. Благодаря общению
с домашними животными малыши учатся любить, заботиться, развиваться, познавать,
открывать для себя много нового. Ребенок знает, что живое существо нужно
кормить и всячески стремится это делать сам или помогать взрослым. Кроха гладит
питомца и испытывает позитивные эмоции, учится проявлению ласки и нежности. В
более старшем возрасте любимому пушистому комочку ребята доверяют свои тайны,
делятся наболевшим, рассказывают о приятных моментах. А как порой весело просто
догонять своего любимца, а потом убегать от него.
Домашние животные просто незаменимы в воспитании детей. И от того, как поведут
себя родители — захотят завести зверюшку или нет — зависит очень многое. Ведь
именно по отношению мам и пап к домашним животным дети судят, как им нужно
вести себя с питомцами.
Мало кто задумывается
о том, что домашние животные могут помочь родителям в воспитании детей. А между
тем домашний питомец может стать для ребенка самым первым, лучшим и преданным
другом, всесторонне развивая способности ребенка. Домашние животные лучше всего
чувствуют и понимают детей и дети, из-за этого, к ним очень привязываются.
Домашние животные помогают детям познавать мир, ведь для малыша животные –
часть непознанного мира. Пообщавшись с домашним питомцем, ребенок захочет
узнать о нем и о его мире побольше. Наблюдая ежедневно за питомцем, ребенок
становится любознательным и наблюдательным. А если родители поручают ребенку
уход за животным, то ребенок приучается к дисциплине, самостоятельности и ответственности.
Развитие ребенка
Доказано, что ребенок, с детства имеющий опыт общения с животными, во
многом опережает своих ровесников в развитии. Также дети, проводя время с
питомцем, гладя его и лаская, становятся заботливыми, добрыми и аккуратными.
Однако родители должны сразу объяснить своим детям, что с животным
непозволительна жестокость и проявление агрессии.
Социальная
адаптация
Домашние питомцы помогают ребенку чувствовать себя уверенно в коллективе и
приобрести настоящих друзей, что избавит ребенка от застенчивости или смущения.
Так, при прогулке с собакой ребенок может найти себе друзей среди ребят,
гуляющих в том же парке или дворе. Причем, тема домашних животных может
сдружить детей крепко и надолго.
Интеллектуальное развитие
Испытывая тактильные ощущения при игре с животным, у ребенка развивается
чувственное познание, благодаря чему он учится воспринимать различные предметы,
изучать их форму, фактуру, запах. Также, наблюдая за своим питомцем, ребенок
учится определять причинные связи, изучает привычки и повадки животного, что
развивает логическое мышление.
Общение с домашним животным, ребенок испытывает первые трогательные
переживания, радость, печаль, положительные эмоции. Практически все домашние питомцы —
эстетически красивые существа, поэтому они развивают в ребенке вкус
к прекрасному, возвышенному и правильному.
Наблюдая за своим питомцем, ребенок учится оценивать естественную красоту,
к которой начинает испытывать бережное отношение и воспринимать ее с
художественной точки зрения.
Эмоциональное
развитие
Животные приносят нам массу удовольствия, радости, и, глядя на них,
невозможно не улыбаться — это дает ребенку заряд положительных
эмоций, что немаловажно в нашем современном мире.
Физическое развитие
Как известно, игры с животным чаще всего активные. В процессе них у ребенка
развивается координация движений и быстрая реакция.
Даже обычная прогулка ребенка с собакой положительно сказывается на
физическом состоянии ребенка.
В мировой медицине активно используются методики лечения человека с помощью
положительного воздействия животных, просто избавлять человека от депрессии, что сокращает сроки лечения различных
заболеваний и снижает риск осложнений. Например, собак чаще всего используют
при лечении детей с умственной отсталостью, аутизме и другими психическими
отклонениями и отставании в развитии. Лошади помогают при реабилитации людей с
заболеваниями опорно-двигательного аппарата, в частности, детей с ДЦП.
В процессе наблюдения, ребенок знакомится с несложными трудовыми
операциями. Под руководством взрослых у него формируются элементарные навыки по
уходу за животными. Приобретаются дополнительные сведенья об условиях жизни в
природе и в домашних условиях.
Воспитание гуманных
чувств
Гуманность -
это уважение к людям, забота об их благе, сострадание, доброжелательность,
милосердие. Гуманность проявляется в сопереживании человеку, попавшему в беду,
готовности прийти ему на помощь, во всех жизненных ситуациях творить добро,
противостоять злу.
Задача воспитания у детей гуманных чувств решается тем успешнее, чем гуманнее
сами взрослые, чем добрее и справедливее они относятся к детям. Важно, чтобы
взрослые выражали одобрение по поводу хорошего поведения ребенка, его
доброжелательного отношения к сверстнику, поощряли дружные совместные игры,
стремление выручить товарища, оказать помощь; важно, чтобы они искренне
разделяли радость малыша при удачном завершении трудного для него дела,
поощряли робкого ребенка, который боится неудач.
Нравственное воспитание
Источник
первых переживаний и радости. Ребенок испытывает положительные эмоции в общении
с животным. В современном обществе этого как раз больше всего и не хватает -
положительных переживаний.
В процессе
общения у ребенка развиваются чувства прекрасного. Они учатся видеть
естественную красоту.
В процессе
деятельности ребенок учится проявлять бережное (пассивное) и заботливое
(активное) отношение к животному миру в целом. Таким образом, у ребенка
формируется основы экологической культуры, которая является составной частью
духовной культуры.
1. Животные
оказывают психологическую помощь: компенсируют одиночество, снимают психо-
эмоциональное напряжение, дают положительные эмоции. Возможность поиграть,
поговорить, погладить домашних животных необходима детям, и особенно когда
взрослым так не хватает времени и сил даже на общение с собственным
ребенком.
2. Замкнутым, нерешительным детям они нередко заменяют друзей: им доверяют
тайны, печали и радости, демонстрируют свои достижения и способности, ведь они
не отмахнутся, не высмеют и никому не расскажут. Кроме того, они могут помочь
ребенку завести друзей и среди других детей.
3. Детям
свойственна эгоцентричность. Это значит, что они не могут поставить себя на
место другого человека, понять, что он чувствует. Наблюдая и общаясь с
животными, которые просто не умеют скрывать свое состояние, детишки учатся
сочувствовать, сопереживать, понимать окружающих, что, согласитесь,
немаловажно.
4. Подвижные, гиперактивные дети, общаясь с собакой, реализуют избыток своей
энергии, направляя ее в нужное русло, сохраняет драгоценные нервные клетки и
способствует улучшению ваших взаимоотношений.
6. Наличие в доме животных дисциплинирует. В общении с ними ваше чадо быстрее и
лучше усваивает, что все живое требует питания и ухода, возможно, ему придется
перестроить свой распорядок дня в соответствии с нуждами своего любимца. В
результате у ребенка формируется чувство ответственности, потребность и навыки
заботы не только о себе, но и о других, что является самой лучшей прививкой от
эгоизма (особенно если ваш малыш не осчастливлен присутствием братиков или
сестричек).
7. Дети обычно не боятся собак, тянутся к ним, но если в результате
какого-нибудь травмирующего случая (испуга, например) ваш ребенок испытывает
страх перед собаками, можно порекомендовать завести щенка (маленького,
пушистого, который вызывает только положительные эмоции). Общаясь с ним, играя,
наблюдая за его ростом, ребенок постепенно преодолевает свой страх и по
отношению к другим животным, что в свою очередь поможет ему обрести уверенность
в себе, повысит его самооценку.
8. Животные способны формировать некоторые черты личности. Так, например, в
исследованиях психологов было выявлено, что дети, имеющие дома кошку (и
мальчики, и девочки), отличаются непосредственностью, мягкостью, творческими
способностями, независимостью. Те, у кого есть собаки, аккуратны, собранные,
дисциплинированны, общительны и склонны к лидерству. Это обусловлено
особенностями поведения этих животных. Вполне естественно, что такая
особенность собаки, как потребность в руководящей роли человека, готовность
подчиняться, способность к дрессировке и формирует у ребенка такие качества,
как ответственность, склонность к лидерству, а необходимость несколько раз в
день выводить своего друга на прогулку - дисциплинированность.
9. Играя со
своим питомцем, малыш учится занимать себя самостоятельно без участия
родителей, ребенок не капризничает и не становится избалованным. Зачастую игра
с животным может отвлечь ребенка от какой-либо обиды, полученной при общении со
сверстником. В этом случае домашний питомец выполняет роль своеобразного
психотерапевта, помогающий снять стресс и даже наладить семейные
отношения.
Интернет-ресурсы:
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 08.02.2023
Дата обновления: 11.02.2024
Дата публикации: 01.02.2023