Консультация «Приобщение к истории, традициям и культуре России»
25.07.2024
Консультация
«Приобщение к истории, традициям и культуре России»
В современных условиях наступления «массовой культуры»
становится актуальной, довольно острой проблема сохранения, а порой и
возрождения национального самосознания, осознания принадлежности к своему
народу, к своим корням, воспитания духовно богатой личности. Если мы хотим
воспитывать в наших детях высокую нравственную культуру, доброту, любовь и
уважение к самому себе, к другим людям (гуманизм, толерантность), то всё
лучшее, что создано веками нашими предками, мы должны возвратить подрастающему
поколению. Чтобы дети знали и помнили, как жили их деды и прадеды, не были
«Иванами, не помнящими родства»
Наши дети должны хорошо знать не только историю Российского
государства, но и традиции национальной культуры, осознавать, понимать и
активно участвовать в возрождении национальной культуры; самореализовать себя,
как личность любящую свою Родину, свой народ и всё, что связано с народной
культурой: русские народные танцы, в которых дети черпают народные нравы,
обычаи и русский дух свободы творчества в русской пляске, или устный народный
фольклор: считалки, стихи, потешки, прибаутки.
Необходимо донести до сознания детей, что они являются
носителями русской народной культуры, воспитывать детей в национальных
традициях. Для этого необходимо обратиться к истокам русской народной культуры
и, в первую очередь, к фольклору. Ведь содержание фольклора отражает жизнь
русского народа, его опыт, просеянный через сито веков, духовный мир, мысли,
чувства наших предков. Русский танец, русская песня, русская музыка, должны
стать частичкой жизни ребенка.
В народном сознании издревле большое место занимали
представления о душе, стыде, совести, грехе, доброте, справедливости, правде.
На Руси считались грехом нравственные преступления: ложь, клевета, зависть,
гнев, воровство, скупость, не милосердие и т.п. считалось, что у человека, не
совершавшего при жизни добра, умирало не только тело, но и душа. Все духовные
ценности были вплетены в единую ткань и осознавались неразрывно. Об этом можно
судить по тому огромному количеству пословиц, поговорок, сказок, которые
образуют своего рода кодекс народной мудрости и нравственности, служивший нашим
предкам идеалом в жизни и труде. Духовные ценности служили ориентиром в жизни
русского человека.
Русское народное искусство, русская национальная культура
должны стать стержнем и основой для возрождения русской духовности. Особенно
это важно для становления личности ребенка. Посредством народной культуры
развиваются духовно – нравственные качества личности ребенка, навыки
культурного поведения. Общечеловеческие ценности, несомненно, должны внести
вклад в воспитание чувства красоты и добра.
Культуру России невозможно себе представить без народного
искусства, которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно
демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и
является частью его истории. На основе знакомства с народным искусством дети
учатся понимать прекрасное, усваивают эталоны красоты (словесные, музыкальные,
изобразительные). Слушая сказку, получают представления о добре и зле.
Рассматривая произведения декоративно – прикладного искусства, дети испытывают
чувство радости, удовольствие от ярких жизнерадостных цветов. Народные игры
способствуют воспитанию сознательной дисциплины, воли, настойчивости в
преодолении трудностей, приучают детей быть честными и правдивыми.
Народная культура – это дорожка от прошлого, через
настоящее, в будущее, источник чистый и вечный. Поэтому познание детьми
народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, находит
отклик в детских сердцах, положительно влияет на эстетическое развитие детей,
раскрывает творческие способности каждого ребенка, формирует общую духовную
культуру.
И начинать приобщение к ценностям народной культуры
необходимо с малых лет. Детские впечатления неизгладимы. Дети очень доверчивы,
открыты. К счастью, детство – это время, когда возможно подлинное искреннее
погружение в истоки национальной культуры. Приобщение детей к семейно – бытовым
традициям, обычаям, уважению и почитанию старших, к секретам взаимного уважения
и «лада» в семье должно начинаться в семье. Главный воспитатель ребенка – это
семья.
Народное искусство своей гуманностью, жизнеутверждающей
основой, яркостью образов и красок вызывает у детей хорошее настроение. Их
веселит мягкий юмор потешек, успокаивает колыбельная песня, вызывает смех,
улыбку задорная пляска, музыкальные игры, хороводы. И всё это обеспечивает
психологическую нагрузку. В результате выходит тревожность, страх, угнетенное
состояние. Появляется спокойствие, чувство защищенности, уверенности в себе,
своих силах, ощущение радости.
Примером сложившихся на всем протяжении человеческого
развития и передаваемых из поколения в поколение положительных установок,
охраняющих человека, являются пословицы и поговорки, сказки и басни, в которых
добро побеждает зло, а мудрость – глупость.
Старинная мудрость напоминает нам: «Человек не знающий
своего прошлого, не знает ничего». Необходимо донести до сознания детей, что
они являются носителями народной культуры, воспитывать детей в национальных
традициях. Ведь воспитание детей в национальных традициях положительно влияет
на духовное и эстетическое развитие детей.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 25.07.2024
Дата обновления: 25.07.2024
Дата публикации: 25.07.2024