Консультация для педагогов «Нетрадиционные формы взаимодействия с родителями»
12.03.2024
Консультация для
педагогов
«Нетрадиционные формы
взаимодействия с родителями»
Выполнила:
воспитатель Лобанова О.Г.
Семья и детский сад –
два общественных института, которые стоят у истоков нашего будущего, но зачастую
не всегда им хватает взаимопонимания, такта, терпения, чтобы услышать и понять
друг друга. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на
ребёнка.
Как изменить такое
положение? Как заинтересовать родителей в совместной работе? Как создать единое
пространство развития ребёнка в семье ДОУ, сделать родителей участниками
воспитательного процесса?
Для этого в своей работе
стараемся использовать нетрадиционные формы общения с родителями.
Нетрадиционные формы
взаимодействия с родителями направлены на привлечения родителей к ДОУ,
установления неформальных контактов.
К нетрадиционным формам
общения педагога с родителями относятся: информационно-аналитические,
досуговые, познавательные, наглядно - информационные формы.
Нетрадиционные формы организации общения
педагогов и родителей:
- проведение социологических срезов,
опросов;
- «Почтовый ящик».
Досуговые
Установление эмоционального контакта между
педагогами, родителями, детьми.
- совместные досуги, праздники («Встреча
Нового года», «Рождественские забавы», «Масленица», «Праздник мам», «Лучший
папа» и др.);
- участие родителей и детей в выставках.
Познавательные
Ознакомление родителей с возрастными и
психологическими особенностями детей дошкольного возраста. Формирование у
родителей практических навыков воспитания детей.
- семинары-практикумы;
- педагогический брифинг;
- педагогическая гостиная;
- проведение собраний, консультаций в
нетрадиционной форме, например игры «Педагогическое поле чудес»);
- устные педагогические журналы;
- педагогическая библиотека для родителей;
- заседания клубов для родителей.
Наглядно - информационные: информационно-
ознакомительные; информационно- просветительские
Ознакомление родителей с работой ДОУ,
особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и
развитии детей.
- информационные проспекты для родителей;
- организация дней (недель) открытых
дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей; выпуск
газет;
- организация мини - библиотек.
Нетрадиционные формы
сотрудничества с семьей эффективны, если уделять внимание педагогическому
содержанию мероприятий, а не развлекательной стороне.
Основная роль
принадлежит собраниям нетрадиционной формы. Это значит, на
родительских собраниях необходимо использовать такие методы и приёмы, которые
активизируют внимание уставших родителей, способствуют более лёгкому
запоминанию сути бесед, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный
разговор. Всё это повышает интерес родителей к вопросам воспитания детей, значительно
увеличивает явку, активизирует родителей на решения проблем воспитания.
Однако о нетрадиционном проведении
родительских собраний можно говорить лишь в том случае, если педагог относится
к родителям, как к партнёрам по общению, учитывая их опыт воспитания,
потребности в занятиях, использует методы активизации родителей.
Нетрадиционные формы собраний.
- Деловая, ролевая игра
- Диспуты
- Диалоги
- Практикумы
- Круглый стол
- КВН
- Конкурсы
- Праздники
- Посиделки
- Семинары
- Школа заботливых родителей
Семейные клубы.
В отличие от
родительских собраний, в основе которых назидательно-поучительная форма
общения, клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной
заинтересованности. В таком клубе людей объединяет общая проблема и совместные
поиски оптимальных форм помощи ребенку. Тематика встреч формулируется и
запрашивается родителями. Семейные клубы - динамичные структуры. Они могут
сливаться в один большой клуб или дробиться на более мелкие, - все зависит от
тематики встречи и замысла устроителей. Значительным подспорьем в работе клубов
является библиотека специальной литературы по проблемам воспитания,
обучения и развития детей. Педагоги следят за своевременным обменом, подбором
необходимых книг, составляют аннотации новинок.
Учитывая занятость
родителей, используются и такие нетрадиционные формы общения с семьей,
как «Родительская почта» и «Телефон доверия». Любой
член семьи имеет возможность в короткой записке высказать сомнения по поводу
методов воспитания своего ребенка, обратиться за помощью к конкретному
специалисту и т.п. Телефон доверия помогает родителям анонимно выяснить
какие-либо значимые для них проблемы, предупредить педагогов о замеченных
необычных проявлениях детей.
Нетрадиционной формой
взаимодействия с семьей является и библиотека
игр. Поскольку игры требуют участия взрослого, это вынуждает
родителей общаться с ребенком. Если традиция совместных домашних игр
прививается, в библиотеке появляются новые игры, придуманные взрослыми вместе с
детьми.
Сотрудничество
психолога, воспитателей и семьи помогает не только выявить проблему, ставшую
причиной сложных взаимоотношений родителей с ребенком, но и показать
возможности ее решения. При этом необходимо стремиться к установлению
равноправных отношений между педагогом-психологом, воспитателем и родителями.
Они характеризуются тем, что у родителей формируется установка на контакт,
возникают доверительные отношения к специалистам, которые, однако, не означают
полного согласия, оставляя право на собственную точку зрения. Взаимоотношения
протекают в духе равноправия партнеров. Родители не пассивно выслушивают
рекомендации специалистов, а сами участвуют в составлении плана работы с
ребенком дома.
Таким образом,
взаимодействие детского сада с семьей можно осуществлять по-разному. Важно
только избегать формализма.
Просмотров всего: , сегодня:
Дата создания: 12.03.2024
Дата обновления: 12.03.2024
Дата публикации: 12.03.2024