Подписан: Глухова Людмила Ивановна
DN: C=RU, S=Ростовская область, L=Азов,
T=Заведующий, O=МУНИЦИПАЛЬНОЕ
БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 4 Г. АЗОВА,
СНИЛС=03052694325, ИНН=614004215254,
E=mbdou4.azov@mail.ru, G=Людмила Ивановна,
SN=Глухова, CN=Глухова Людмила Ивановна
Основание: Я являюсь автором этого документа
Местоположение: место подписания
Дата: 2023.08.30 13:13:05+03'00'
Foxit Reader Версия: 10.1.1
Рабочая программа воспитания
Целевой раздел
Обязательная часть:
Общая цель воспитания в ДОО в соответствии с п. 29.2 ФОП ДО:
Личностное развитие каждого ребёнка с
учётом его индивидуальности и
создание условий для позитивной
социализации детей на основе
традиционных ценностей российского
общества
Становление первичного опыта
деятельности и поведения в
соответствии с традиционными
ценностями, принятыми в
обществе нормами и правилами
Формирование
ценностного отношения к
окружающему миру
(природному и
социокультурному),
другим людям, самому
себе.
Формирование первоначальных
представлений о традиционных
ценностях российского народа,
социально приемлемых нормах
и правилах поведения
Задачами
воспитания в ДОО являются:
1) содействие развитию личности, основанному на принятых в
обществе представлениях о добре и зле, должном и недопустимом;
2) способствование становлению нравственности, основанной на
духовных отечественных традициях, внутренней установке личности
поступать согласно своей совести;
3) создание условия для развития и реализации личностного потенциала
ребёнка, его готовности к творческому самовыражению и саморазвитию,
самовоспитанию;
4) осуществление поддержки позитивной социализации ребёнка
посредством проектирования и принятия уклада, воспитывающей среды,
создания воспитывающих общностей.
Часть, формируемая участниками образовательных отношений
Воспитание ответственного отношения к природным богатствам
донского края, к месту своего проживания. Формирование потребности
эстетически облагораживать и украшать территорию ДОО и свою
группу.
Реализация цели и задач данной Программы осуществляется в рамках
нескольких направлений (модулях) воспитательной работы, определённых на
основе базовых ценностей воспитания в России, которые не заменяют и не
дополняют собой деятельность по пяти образовательным областям, а
фокусируют процесс усвоения ребенком базовых ценностей в целостном
образовательном процессе.
Патриотическое направление воспитания - (модуль «Я и моя Родина»)
Социальное направление воспитания - (модуль «Я, моя семья и друзья»)
- Познавательное направление воспитания - (модуль «Хочу всё знать»)
- Физическое и оздоровительное направления воспитания- (модуль «Я и моё
здоровье»)
Трудовое направление воспитания - (модуль «Я люблю трудиться»)
Этико-эстетическое направление воспитания - (модуль «Я в мире
прекрасного)
Экологическое направление – (модуль «Я в мире природы»)
Все перечисленные направления воспитания тесно взаимосвязаны между
собой и обеспечивают интеграцию воспитательной деятельности во все
образовательные области и во все виды детской деятельности в
образовательном процессе, согласно ОП МБДОУ № 4 г. Азова
Содержание направлений воспитательной работы в Программы воспитания
Направления
воспитания
Патриотическое
(Я и моя Родина)
Содержание модуля
Ценности Родины лежат в основе патриотического
направления воспитания. Патриотизм – это воспитание в
ребенке нравственных качеств, чувства любви, интереса к
своей стране – России, своему краю, малой родине, своему
народу и народу России в целом (гражданский
патриотизм), ответственности, трудолюбия, ощущения
принадлежности к своему народу, сознания собственной
востребованности в родной стране.
Социальное
(Я, моя семья и друзья )
Патриотическое направление воспитания строится на идее
патриотизма как нравственного чувства, которое
вырастает из культуры человеческого бытия,
особенностей образа жизни и ее уклада, народных и
семейных традиций.
Воспитательная работа в данном направлении связана со
структурой самого понятия «патриотизм» и определяется
через следующие взаимосвязанные компоненты:
когнитивно-смысловой, связанный со знаниями об
истории России, своего края, духовных и культурных
традиций и достижений многонационального народа
России;
эмоционально-ценностный, характеризующийся любовью
к Родине – России, уважением к своему народу, народу
России в целом;
регуляторно-волевой, обеспечивающий укорененность в
духовных и культурных традициях своего народа,
деятельность на основе понимания ответственности за
настоящее и будущее своего народа, России.
Задачи патриотического воспитания:
1) формирование любви к родному краю, родной природе,
родному языку, культурному наследию своего народа;
воспитание любви, уважения к своим национальным
особенностям и чувства собственного достоинства как
представителя своего народа;
воспитание уважительного отношения к народу России в
целом, своим соотечественникам и согражданам,
представителям всех народов России, к ровесникам,
родителям, соседям, старшим, другим людям вне
зависимости от их этнической принадлежности;
воспитание любви к родной природе, природе своего края,
России, понимания единства природы и людей и
бережного ответственного отношения к природе.
Направления деятельности воспитателя:
ознакомлении детей с историей, героями, культурой,
традициями России и своего народа;
организации коллективных творческих проектов,
направленных на приобщение детей к российским
общенациональным традициям;
формировании правильного и безопасного поведения в
природе, осознанного отношения к растениям, животным,
к последствиям хозяйственной деятельности человека.
Ценности семьи, дружбы, человека и личности в команде
лежат в основе социального направления воспитания.
В дошкольном детстве ребенок открывает Личность
другого человека и его значение в собственной жизни и
жизни людей. Он начинает осваивать все многообразие
социальных отношений и социальных ролей. Он учится
действовать сообща, подчиняться правилам, нести
ответственность за свои поступки, действовать в
интересах семьи, группы. Формирование правильного
ценностно-смыслового отношения ребенка к социальному
Познавательное (модуль
«Хочу всё знать)
окружению невозможно без грамотно выстроенного
воспитательного процесса, в котором обязательно
должна быть личная социальная инициатива
ребенка в детско-взрослых и детских общностях. Важным
аспектом является формирование у дошкольника
представления о мире профессий взрослых, появление к 8
годам положительной установки к обучению в школе как
важному шагу взросления.
Основная цель социального направления воспитания
дошкольника заключается в формировании ценностного
отношения детей к семье, другому человеку, развитии
дружелюбия, создании условий для реализации в
обществе.
Основные задачи социального направления воспитания.
Задачи, связанные с познавательной деятельностью детей.
Формирование у ребенка представлений о добре и зле,
позитивного образа семьи с детьми, ознакомление с
распределением ролей в семье, образами дружбы в
фольклоре и детской литературе, примерами
сотрудничества и взаимопомощи людей в различных
видах деятельности (на материале истории России, ее
героев), милосердия и заботы. Анализ поступков самих
детей в группе в различных ситуациях.
Формирование навыков, необходимых для полноценного
существования в обществе: эмпатии (сопереживания),
коммуникабельности, заботы, ответственности,
сотрудничества, умения договариваться, умения
соблюдать правила.
Развитие способности поставить себя на место другого как
проявление личностной зрелости и преодоление детского
эгоизма.
Направления деятельности воспитателя:
организовывать сюжетно-ролевые игры (в семью, в
команду и т. п.), игры с правилами, традиционные
народные игры и пр.;
воспитывать у детей навыки поведения в обществе;
учить детей сотрудничать, организуя групповые формы в
продуктивных видах деятельности;
учить детей анализировать поступки и чувства – свои и
других людей;
организовывать коллективные проекты заботы и помощи;
создавать доброжелательный психологический климат в
группе.
Ценность – знания. Цель познавательного направления
воспитания – формирование ценности познания.
Значимым для воспитания является формирование
целостной картины мира ребенка, в которой
интегрировано ценностное, эмоционально окрашенное
отношение к миру, людям, природе, деятельности
человека.
Задачи познавательного направления воспитания:
развитие любознательности, формирование опыта
Физическое и
оздоровительное
«Я и моё здоровье»
познавательной инициативы;
формирование ценностного отношения к взрослому как
источнику знаний;
3) приобщение ребенка к культурным способам познания
(книги, интернет- источники, дискуссии и др.).
Направления деятельности воспитателя:
совместная деятельность воспитателя с детьми на основе
наблюдения, сравнения, проведения опытов
(экспериментирования), организации походов и
экскурсий, просмотра доступных для восприятия ребенка
познавательных фильмов, чтения и просмотра книг;
организация конструкторской и продуктивной творческой
деятельности, проектной и исследовательской
деятельности детей совместно со взрослыми;
организация насыщенной и структурированной
образовательной среды, включающей иллюстрации,
видеоматериалы, ориентированные на детскую
аудиторию, различного типа конструкторы и наборы для
экспериментирования.
Ценность – здоровье. Цель данного направления –
сформировать навыки здорового образа жизни, где
безопасность жизнедеятельности лежит в основе всего.
Физическое развитие и освоение ребенком своего тела
происходит в виде любой двигательной активности:
выполнение бытовых обязанностей, игр, ритмики и
танцев, творческой деятельности, спорта, прогулок.
Задачи по формированию здорового образа жизни:
укрепление: закаливание организма, повышение
сопротивляемости к воздействию условий внешней среды,
укрепление опорно-двигательного аппарата;
развитие: развитие двигательных способностей, обучение
двигательным навыкам и умениям, формирование
представлений в области физической культуры, спорта,
здоровья и безопасного образа жизни;
сохранение: организация сна, здорового питания,
воспитание экологической культуры, обучение
безопасности жизнедеятельности и выстраиванию
правильного режима дня.
Направления деятельности воспитателя:
организация подвижных, спортивных игр, в том числе
традиционных народных игр, дворовых игр на территории
детского сада;
создание детско-взрослых проектов по здоровому образу
жизни;
введение оздоровительных традиций в ДОО.
Формирование у дошкольников культурно-гигиенических
навыков является важной частью воспитания культуры
здоровья. Воспитатель должен формировать у
дошкольников понимание того, что чистота лица и тела,
опрятность одежды отвечают не только гигиене и
здоровью человека, но и нормальным социальным
ожиданиям окружающих людей.
Трудовое
«Я люблю трудиться»
Особенность культурно-гигиенических навыков
заключается в том, что они должны формироваться на
протяжении всего пребывания ребенка в детском саду. В
формировании культурно-гигиенических навыков режим
дня играет одну из ключевых ролей. Привыкая выполнять
серию гигиенических процедур с определенной
периодичностью, ребенок вводит их в свое бытовое
пространство и постепенно они становятся для него
привычкой.
Направления деятельности воспитателя:
формировать у ребенка навыки поведения во время
приема пищи;
формировать у ребенка представления
о
ценности
здоровья,
красоте и чистоте тела;
формировать у ребенка привычку следить за своим
внешним видом;
включать информацию о гигиене в повседневную жизнь
ребенка, в игру.
Работа по формированию у ребенка культурногигиенических навыков должна вестись в тесном контакте
с семьей.
Ценность – труд. С дошкольного возраста каждый ребенок
обязательно должен принимать участие в труде, и те
несложные обязанности, которые он выполняет в детском
саду и в семье, должны стать повседневными. Только при
этом условии труд оказывает на детей определенное
воспитательное воздействие и подготавливает их к
осознанию его нравственной стороны.
Основная цель трудового воспитания дошкольника
заключается в формировании ценностного отношения
детей к труду и трудолюбию, а также в приобщении
ребенка к труду.
Основные задачи трудового воспитания.
Ознакомление с доступными детям видами труда
взрослых и воспитание положительного отношения к их
труду, а также познание явлений и свойств, связанных с
преобразованием материалов и природной среды, которое
является следствием трудовой деятельности взрослых и
труда самих детей.
Формирование навыков, необходимых для трудовой
деятельности детей, воспитание навыков организации
своей работы, формирование элементарных навыков
планирования.
3. Формирование трудового усилия (привычки к
доступному дошкольнику напряжению физических,
умственных и нравственных сил для решения трудовой
задачи).
Направления деятельности воспитателя:
При реализации данных задач воспитатель ДОО должен
сосредоточить свое внимание на нескольких направлениях
воспитательной работы:
показать детям необходимость постоянного труда в
Этико- эстетическое (Я в
мире прекрасного)
повседневной жизни, использовать его возможности для
нравственного воспитания дошкольников;
воспитывать у ребенка бережливость (беречь игрушки,
одежду, труд и старания родителей, воспитателя,
сверстников), так как данная черта непременно сопряжена
с трудолюбием;
предоставлять детям самостоятельность в выполнении
работы, чтобы они почувствовали ответственность за свои
действия;
собственным примером
трудолюбия и
занятости
создавать
у
детей соответствующее настроение,
формировать стремление к полезной деятельности;
связывать развитие трудолюбия с формированием
общественных мотивов труда, желанием приносить пользу
людям.
Ценности – культура и красота.
Культура поведения в своей основе имеет глубоко
социальное нравственное чувство – уважение к человеку,
к законам человеческого общества. Культура отношений
является делом не столько личным, сколько
общественным. Конкретные представления о культуре
поведения усваиваются ребенком вместе с опытом
поведения, с накоплением нравственных представлений.
Основные задачи этико-эстетического воспитания.
формирование культуры общения, поведения, этических
представлений;
воспитание представлений о значении опрятности и
внешней красоты, их влиянии на внутренний мир
человека;
развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия
и понимания произведений искусства, явлений жизни,
отношений между людьми;
воспитание любви к прекрасному, уважения к традициям
и культуре родной страны и других народов;
развитие творческого отношения к миру, природе, быту и
к окружающей ребенка действительности;
формирование у детей эстетического вкуса, стремления
окружать себя прекрасным, создавать его.
Направления деятельности воспитателя:
учить детей уважительно относиться к окружающим
людям, считаться с их делами, интересами, удобствами;
воспитывать культуру общения ребенка, выражающуюся в
общительности, вежливости, предупредительности,
сдержанности, умении вести себя в общественных местах;
воспитывать культуру речи (называть взрослых на «вы» и
по имени и отчеству; не перебивать говорящих и
выслушивать других; говорить четко, разборчиво, владеть
голосом);
воспитывать культуру деятельности, что подразумевает
умение обращаться с игрушками, книгами, личными
вещами, имуществом ДОО; умение подготовиться к
предстоящей деятельности, четко и последовательно
Экологическое воспитание
«Я в мире природы»
выполнять и заканчивать ее, после завершения привести в
порядок рабочее место, аккуратно убрать все за собой;
привести в порядок свою одежду.
Цель эстетического воспитания – становление у ребенка
ценностного отношения к красоте. Эстетическое
воспитание через обогащение чувственного опыта,
развитие эмоциональной сферы личности влияет на
становление нравственной и духовной составляющей
внутреннего мира ребенка.
Направления деятельности воспитателя:
выстраивание взаимосвязи художественно-творческой
деятельности самих детей с воспитательной работой через
развитие восприятия, образных представлений,
воображения и творчества;
уважительное отношение к результатам творчества детей,
широкое включение их произведений в жизнь детского
сада;
-организацию выставок, концертов, создание эстетической
развивающей среды и др.;
-формирование чувства прекрасного на основе восприятия
художественного слова на русском и родном языке;
реализацию вариативности содержания, форм и методов
работы с детьми по разным направлениям эстетического
воспитания.
Ценности – экологическое воспитание, природа,
животный и растительный мир.
Экологическое воспитание, направленное на
формирование экологической культуры обучающихся,
приобщение подрастающего поколения к пониманию
экологических проблем современности и участию в их
решении.
Целью экологического воспитания дошкольников
является формирование у обучающихся познавательного
интереса к природе, бережного, эмоциональноценностного отношения к природе и окружающему миру,
становление основ ценностного отношения к окружающей
среде.
Основные задачи экологического воспитания.
отбор и внедрение эффективных форм реализации
мероприятий, направленных на экологическое воспитание
обучающихся дошкольного возраста;
организация системы мероприятий, направленных на
формирование ценностного отношения дошкольников к
окружающей среде, воспитание любви к природе родного
края, бережного отношения к растениям, животным и
другим природным объектам;
создание условий для реализации мероприятий,
направленных на формирование у дошкольников
познавательного интереса к вопросам экологии,
представления о значении природы в жизни человека.
Направления деятельности воспитателя:
создание условий для экологического воспитания в
группах;
экологизация различных видов деятельности;
экологизация развивающей предметной среды;
беседы воспитателя с детьми о природе, животных,
растениях;
рассказы об особенностях ухода за животными;
познавательные игры и викторины;
рисование и конструирование;
наблюдение за объектами природы, природными
явлениями;
ответы на вопросы детей;
обсуждение прочитанных книг, просмотренных
документальных фильмов, сериалов и мультфильмово
природе;
работа в живом уголке;
подготовка к экологическим праздникам и т.д.
Согласно п.п. 29.2.3.1., 29.2.3.2. ФОП ДО выделяются следующие
целевые ориентиры воспитания:
Целевые ориентиры воспитания детей раннего возраста (к трем годам).
Направление
воспитания
Патриотическое
Духовно
нравственное
Социальное
Ценности
Целевые ориентиры
Родина,
природа
Жизнь,
милосердие,
добро
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Проявляющий привязанность к близким
людям, бережное отношение к живому
Способный понять и принять, что такое
«хорошо» и «плохо».
Проявляющий сочувствие, доброту.
Испытывающий чувство удовольствия в
случае одобрения и чувство огорчения в
случае неодобрения со стороны
взрослых. Проявляющий интерес к
другим детям и способный
бесконфликтно играть рядом с ними.
Проявляющий позицию «Я сам!».
Способный к самостоятельным
(свободным) активным действиям в
общении.
Проявляющий интерес к окружающему
миру. Любознательный, активный в
поведении и деятельности.
Понимающий ценность жизни и
здоровья, владеющий основными
способами укрепления здоровья физическая культура, закаливание,
утренняя гимнастика, личная гигиена,
безопасное поведение и другое;
стремящийся к сбережению и
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье,
жизнь
Направление
воспитания
Ценности
Трудовое
Труд
Эстетическое
Культура и
красота
Целевые ориентиры
укреплению собственного здоровья и
здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые
качества.
Поддерживающий элементарный
порядок в окружающей обстановке.
Стремящийся помогать старшим в
доступных трудовых действиях.
Стремящийся к результативности,
самостоятельности, ответственности в
самообслуживании, в быту, в игровой и
других видах деятельности
(конструирование, лепка,
художественный труд, детский дизайн и
другое).
Проявляющий эмоциональную
отзывчивость на красоту в окружающем
мире и искусстве. Способный к
творческой деятельности
(изобразительной, декоративнооформительской, музыкальной,
словесноречевой, театрализованной и
другое).
Целевые ориентиры воспитания детей на этапе завершения освоения
программы
Направление
воспитания
Ценности
Патриотическое
Родина,
природа
Духовно
нравственное
Жизнь,
милосердие,
добро
Целевые ориентиры
Любящий свою малую родину и
имеющий представление о своей стране
- России, испытывающий чувство
привязанности к родному дому, семье,
близким людям.
Различающий основные проявления
добра и зла, принимающий и
уважающий традиционные ценности,
ценности семьи и общества, правдивый,
искренний, способный к сочувствию и
заботе, к нравственному поступку.
Способный не оставаться равнодушным
Направление
воспитания
Ценности
Социальное
Человек, семья,
дружба,
сотрудничество
Познавательное
Познание
Физическое и
оздоровительное
Здоровье,
жизнь
Трудовое
Труд
Целевые ориентиры
к чужому горю, проявлять заботу;
Самостоятельно различающий основные
отрицательные и положительные
человеческие качества, иногда прибегая
к помощи взрослого в ситуациях
морального выбора.
Проявляющий ответственность за свои
действия и поведение; принимающий и
уважающий различия между людьми.
Владеющий основами речевой культуры.
Дружелюбный и доброжелательный,
умеющий слушать и слышать
собеседника, способный
взаимодействовать со взрослыми и
сверстниками на основе общих
интересов и дел.
Любознательный, наблюдательный,
испытывающий потребность в
самовыражении, в том числе творческом.
Проявляющий активность,
самостоятельность, инициативу в
познавательной, игровой,
коммуникативной и продуктивных видах
деятельности и в самообслуживании.
Обладающий первичной картиной мира
на основе традиционных ценностей.
Понимающий ценность жизни,
владеющий основными способами
укрепления здоровья - занятия
физической культурой, закаливание,
утренняя гимнастика, соблюдение
личной гигиены и безопасного
поведения и другое; стремящийся к
сбережению и укреплению собственного
здоровья и здоровья окружающих.
Проявляющий интерес к физическим
упражнениям и подвижным играм,
стремление к личной и командной
победе, нравственные и волевые
качества.
Демонстрирующий потребность в
двигательной деятельности.
Имеющий представление о некоторых
видах спорта и активного отдыха.
Понимающий ценность труда в семье и в
обществе на основе уважения к людям
труда, результатам их деятельности.
Проявляющий трудолюбие при
выполнении поручений и в
самостоятельной деятельности.
Направление
воспитания
Эстетическое
Ценности
Целевые ориентиры
Культура и
красота
Способный воспринимать и чувствовать
прекрасное в быту, природе, поступках,
искусстве.
Стремящийся к отображению
прекрасного в продуктивных видах
деятельности.
У ребенка сформировано ответственное отношение к природным богатствам донского
края, к месту своего проживания. Выработана потребность эстетически облагораживать
и украшать территорию ДОО и свою группу.
Содержательный раздел РВП
Основные
характеристики уклада
ДОО
Содержание
Цель и смысл
деятельности ДОО, её
миссия
Создавать современные условия для образования
детей дошкольного возраста. Миссия ДОУ
определена с учетом интересов воспитанников и их
родителей, сотрудников, социальных партнеров.
Реализация права каждого ребенка на качественное
и доступное образование, обеспечивающее равные
стартовые условия для полноценного физического
и психического развития детей, как основы их
успешного обучения в школе. Деятельность ДОО
направлена на формирование общей культуры,
развитие физических, интеллектуальных,
нравственных, эстетических и личностных качеств,
формирование предпосылок учебной деятельности,
сохранение и укрепление здоровья детей
дошкольного возраста, а также на воспитание.
Администрация образовательного учреждения
отвечает за разработку нормативно-правовых актов.
Сотрудники учреждения, через работу Общего
собрания образовательного учреждения,
Педагогического Совета участвуют в обсуждении и
принятии. Родители (законные представители)
высказывают своё мотивированное мнение через
работу в Совете родителей.
Педагогический коллектив разрабатывает и
проектирует образовательную программу
дошкольного образования и (или) адаптированную
образовательную программу дошкольного
образования, рабочую программу воспитания.
Родители (законные представители) принимают
участие в проектировании части, формируемой
участниками образовательных отношений
образовательной программы дошкольного
образования и (или) адаптированной
образовательной программы дошкольного
образования, рабочей программы воспитания.
Педагогические кадры обеспечивают
своевременное повышение квалификации или
переподготовки по необходимости; прохождение
аттестации в соответствии со сроками
При поступлении в образовательное учреждение
между родителями (законными представителями) и
МБДОУ № 4 г. Азова заключается договор.
Проектирование совместных проектов с
организациями-партнёрами.
Принципы жизни и
воспитания в ДОО
Принцип полноценного проживания ребенком всех
этапов детства (младенческого, раннего и
дошкольного возраста), обогащение
(амплификация) детского развития.
Принцип построения образовательной
деятельности на основе индивидуальных
особенностей каждого ребенка, при котором сам
ребенок становится активным в выборе содержания
своего образования, становится субъектом
дошкольного образования
Принцип содействия и сотрудничества детей и
взрослых, признания ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных
отношений.
Принцип поддержки самостоятельности и
инициативы детей в различных видах деятельности.
Образ ДОО, её
особенности,
символика, внешний
имидж
Образ МБДОУ № г. Азова ассоциируется у
родителей, проверяющих органов и социальных
партнеров с открытостью и добродушием к
окружающим и в первую очередь к детям.
Неофициальное название ДОО – «Зайчик»
ассоциируются с детьми, детством, природой.
Фирменный стиль, внутрикорпоративная этика,
которых придерживаются все работники детского
сада, уважительное отношение к детям, родителям
и ко всем сотрудникам детского сада. МБДОУ № 4
г. Азова - учреждение с многолетней историей, в
котором сохраняются лучшие традиции прошлого,
осуществляется стремление к современному и
инновационному будущему. Поэтому основной
задачей воспитания и образования в нашем
учреждении становится сохранение (возрождение)
условий, в которых ребенок играет со
сверстниками, сотрудничает с другими детьми в
решении разнообразных познавательных задач,
проявляет познавательную инициативу,
удовлетворяет собственное любопытство, развивает
воображение и творческие способности.
Отношения к
воспитанникам, их
родителям (законным
представителям),
сотрудникам и
партнерам ДОО
Уклад, в качестве установившегося порядка жизни
МБДОУ № 4 г. Азова, определяет мировосприятие,
гармонизацию интересов и возможностей
совместной деятельности детских, взрослых и
детско-взрослых общностей. Через создание
данных общностей и на основе уклада ДОО,
который задает и удерживает ценности воспитания
для всех участников образовательных отношений,
строится отношение к воспитанникам, родителям,
сотрудникам и партнерам ДОО.
Отношение к воспитанникам в рамках детсковзрослой общности педагоги выстраивают на
основе важного принципа дошкольного
образования – признание ребенка полноценным
участником (субъектом) образовательных
отношений. Предоставляют воспитанникам право
выбора, поддерживают детскую инициативу и
самостоятельность в различных видах
деятельности, реализуют педагогические
технологии для успешной социализации
воспитанников и развития у них коммуникативных
навыков.
В рамках детских общностей педагоги учат детей
относиться друг к другу с уважением.
Поддерживают детские инициативы, учат детей
сопереживать, общаться, проявлять дружелюбие,
сотрудничать, соблюдать правила, проявлять
активную личностную позицию, бережно и
уважительно относиться к результатам своего труда
и труда других людей. Воспитывают в детях
уважительное отношение к родителям, педагогам и
другим взрослым людям.
Отношение к родителям (законным
представителям) воспитанников строится на
принципах ценностного единства и сотрудничества
всех субъектов социокультурного окружения ДОО
и приоритета семьи в воспитании, обучении и
развитии ребенка.
Отношение к сотрудникам и партнерам строится на
основе принципов открытости и кодекса нормы
профессиональной этики и поведения. С целью
реализации воспитательного потенциала МБДОУ
№ 4 г. Азова организует работу по повышению
профессионально-личностных компетенций
сотрудников ДОО, организует форму сетевого
взаимодействия с социальными партнерами.
Ключевые правила
ДОО
Ключевыми элементами уклада МБДОУ № 4 г.
Азова
значатся:
- безопасные условия организации
воспитательного процесса,
- принятие действующих норм, правил поведения,
этикета, нравственных ценностей во
взаимодействии между детьми и педагогами,
педагогами и родителями, между детьми, включая
нормы общения участников образовательных
отношений в социальных сетях,
- атмосфера эмоционального комфорта и
благополучия,
- организация различных видов детской
деятельности (организованной, совместной),
создание условий для самореализации
воспитанников в самостоятельной деятельности,
конкурсном движении,
- участие в творческих конкурсах, соревнованиях,
фестивалях, мероприятиях, социально значимых
акциях городского и регионального уровня.
Так же правила для педагогов МБДОУ № 4 г. Азова
является:
на личном примере формировать у детей
ценностные ориентиры, нормы общения и
поведения;
мотивировать детей общаться друг с другом и
поощрять стремление к взаимодействию;
поощрять детскую дружбу, чтобы она принимала
общественную направленность;
содействовать проявлению детьми заботы об
окружающих, учить проявлять чуткость к
сверстникам;
насыщать жизнь детей событиями, которые
сплачивают и объединяют;
следовать общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям.
Традиции и ритуалы,
особые нормы этикета
в ДОО
Традиции и ритуалы МБДОУ № 4 г. Азова
формируют и развивают творческое мышление
детей, помогают реализовать идеи воспитанников.
Кроме традиции утренней встречи детей, педагоги
сформировали другие традиции и ритуалы в
группах:
всегда приветствовать детей и родителей с
улыбкой;
информировать родителей о событиях без
оценивания и не перекладывать на них
ответственность за поведение ребенка в ДОО;
не повышать голос в общении с детьми,
родителями, коллегами; уважительно относиться к
детям, родителям, коллегам;
проявлять самообладание, выдержку в отношениях
с детьми;
сочетать требовательность с чутким отношением к
воспитанникам.
По завершению дошкольного детства каждый
воспитанник без напоминания, по личной
инициативе моет руки, умывается.
Замечает непорядок в своей одежде и у товарищей,
устраняет его самостоятельно или с помощью
взрослых (пришить пуговицу, почистить куртку,
обувь, постирать носки, фартук и т. д.). Заботится о
порядке в групповой комнате, на участке, убирает
свою постель. Прежде чем открыть дверь стучит,
просит разрешения войти, а затем бесшумно
закрывает её.
Участвует в дежурстве при подготовке к занятиям:
принести и убрать пособия, материалы. Помогает
взрослым в повседневной работе: разложить
чистые салфетки, повесить полотенца. Принимает
участие в уходе за растениями в уголке природы
(поливает растения). Во время прогулки проявляет
инициативу, предлагает помощь в уборке участка
от мусора, опавших листьев, снега, подметает
веранду, приводит в порядок песочницу и
выполняет другие поручения воспитателя по
поддержанию чистоты. Действия имеют явный
результат.
Обращает внимание на потребности людей и
предлагает свою помощь при необходимости;
называет знакомых взрослых по имени и отчеству и
на «ВЫ», разговаривает тихо. Обращаясь с
просьбой, умеет подождать, если взрослый занят;
придерживается правил поведения и в отсутствие
воспитателя. Дружелюбно напоминает сверстнику
те или иные правила поведения, сам отвечает за
свою ошибку, не перекладывая ее на других.
Делится с товарищами игрушками, книгами,
пособиями, материалами и оборудованием; играет
дружно, умеет признать, что был неправ. Слушает
старших внимательно, стоя при этом спокойно,
смотря в глаза собеседнику. Подает стул или
уступает место вошедшему взрослому. Поднимает
и вежливо подает оброненный кем-то предмет.
Выполняет требования правил поведения в
общественных местах: ведет себя сдержанно, не
требует к себе излишнего внимания, разговаривает
не громко, соблюдает порядок, чистоту. Пользуется
словами вежливого обращения: «Разрешите
пройти», «Разрешите спросить».
Особенности РППС,
отражающие образ и
ценности ДОО
Принцип полифункциональности среды: предметнопространственная среда должна открывать множество
возможностей, обеспечивать все составляющие
образовательного процесса, и в этом смысле должна
быть многофункциональной.
Принцип трансформируемости среды связан с ее
полифункциональностью – это возможность
изменений, позволяющих, по ситуации, вынести на
первый план ту или иную функцию пространства (в
отличие от монофункционального зонирования,
жестко закрепляющего функции за определенным
пространством).
Принцип вариативности: сообразно характеру
современного образовательного процесса мы
используем федеральный рамочный (стержневой)
проект предметно-пространственной среды,
конкретизируем его модельные варианты для
конкретных вариантов среды, разрабатываемых уже
самими педагогами-практиками.
Наполняемость среды в ДОО:
Родина: Мини-музей казачей культуры и быта.
Патриотические уголки. Стенды по краеведению, о
военных профессиях. Государственные символы РФ.
Фото первых лиц РФ и области. Папки-передвижки
«День России», «День флага». Художественная
литература с региональным компонентом.
Самиздатовские сборники. Народные костюмы,
изделия народных промыслов.
Семья: Фотоколлажи «Семья». Выставки творческих
работ «Семейное древо».
Творческие совместные поделки. Уголки для
родителей. Тематические экспозиции к
праздничным датам о семье (День матери, День отца,
День пожилого человека) Семейные альбомы,
родословные, семейные гербы и др.
Труд: Стенгазеты «Профессии наших родителей».
Уголки дежурства.
Культура: Народные костюмы, изделия народных
промыслов. Набор картинок «Правила поведения в
библиотеке», «Правила поведения в театре». Эстетика
группы. Красота комнатных растений. Эстетика
интерьеров, штор в помещении. Центры театральной и
музыкальной деятельности, Музыкальный зал.
Сказочная площадка на территории детского сада.
Детский театр.
Познание: Центр познавательно-исследовательской
деятельности. Макеты: «Океаны», «Обитатели
морских глубин», «Леса», «Степи» и т.д.
Здоровье: Уголки здоровья, правила поведения. О
здоровом образе жизни (стенды,
плакаты). Уголки безопасности. Спортивная
площадка. Тематические уголки по ПДД.
Природа: Макеты природных зон (пустыня, степь,
тайга, тундра и другие). Таблицы культурных,
лекарственных растений), приборы для наблюдений
за природными явлениями, живимыми и неживыми
объектами, самостоятельному экспериментированию,
наблюдению и другим способам деятельности для
познания свойств объектов неживой природы (воды,
воздуха, песка, глины, почвы, камней и других),
водных ресурсов (моря, океаны, озера, реки,
водопады).
Социокультурный
контекст, внешняя
социальная и
культурная среда ДОО
Социокультурный контекст - это социальная и культурная
среда, в которой человек растет и живет. Он также
включает в себя влияние, которое среда оказывает на идеи
и поведение человека.
Социокультурные ценности являются определяющими в
структурно-содержательной основе Программы
воспитания. Отличительной особенностью Ростовской
области и города Азова являются многочисленные
историко-культурные объекты, памятные места, в том
числе разнопрофильные музеи-заповедники,
краеведческие и тематические музеи, памятники
истории, архитектуры и искусства, исторические
места, мемориальные и этнографические комплексы,
азовский историко-археологический и
палеонтологический музей-заповедник. Это позволяет
использовать региональный компонент и в рамках
социального партнерства по разным направлениям
воспитания и социализации воспитанников с такими
организациями как: азовский историкоархеологический и палеонтологический музейзаповедник, детскую школу искусств, детскую
художественную школу, библиотеки города.
Воспитывающая среда ДОО:
Воспитывающая среда раскрывает ценности и смыслы, заложенные
в укладе. Воспитывающая среда включает совокупность различных
условий, предполагающих возможность встречи и взаимодействия
детей и взрослых в процессе приобщения к традиционным
ценностям российского общества. Пространство, в рамках которого
происходит процесс воспитания, называется воспитывающей
средой. Основными характеристиками воспитывающей среды
являются ее содержательная насыщенность и структурированность.
Условия
для
формирования
эмоциональноценностного
отношения
ребёнка к окружающему
миру, другим людям, себе
Модели личностно-ориентированного
взаимодействия педагога и ребенка-дошкольника
на основе позиций его участников:
Субъект-объектная модель – взрослый находится
по отношению к детям в позиции учителя, ставя
перед ними определенные задачи и предлагая
конкретные способы и действия их разрешения.
Объект-субъектная модель – взрослый создает
окружающую развивающую среду, своеобразный
предметный мир, в котором дети действуют
свободно и самостоятельно.
Субъект-субъектная модель – позиция равных
Условия для обретения
ребёнком
первичного
опыта деятельности и
поступка в соответствии с
традиционными
ценностями российского
общества
партнеров, включенных в общую совместную
деятельность.
Роль педагога в создании ненасильственной
развивающей педагогической среды совместно с
семьями воспитанников. В работе с родителями
просвещение и пропаганда личностноориентированной модели взаимодействия.
Педагог предоставляет детям возможность
рассказать о себе, выразить собственные
потребности и желания, воспитывает
самоуважение и уверенность в себе, подчеркивает
достижения ребенка. Знакомит детей с их
правами. Обогащает представления детей о
расширении форм поведения и действий детей в
ситуации взросления (помощь взрослым дома и в
группе, сочувствие и поддержка детей с ОВЗ в
ДОО; забота и поддержка младших).
Педагог знакомит детей с основными эмоциями и
чувствами, их выражением в мимике,
пантомимике, действиях, интонации речи.
Анализирует с детьми причины и события,
способствующие возникновению эмоций,
рассматривает примеры из жизненного опыта
детей, произведений литературы и
изобразительного искусства, кинематографа и
мультипликации. Учит детей понимать свои и
чужие эмоциональные состояния, разговаривать о
них, демонстрирует примеры эмоциональной
поддержки и адекватные возрасту способы
регуляции эмоциональных состояний.
Обогащает представления о семье, семейных и
родственных отношениях: члены семьи,
ближайшие родственники по линии матери и отца.
Способствует пониманию того, как
поддерживаются родственные связи (переписка,
разговор по телефону, посещения, совместный
отдых), как проявляются в семье забота, любовь,
уважение друг к другу. Рассматривает проявления
семейных традиций и отношения к пожилым
членам семьи. Обогащает представления детей о
заботе и правилах оказания посильной помощи
больному члену семьи.
Педагог воспитывает уважительное отношение к
нашей Родине ‒ России. Расширяет представления
о государственных символах России ‒ гербе,
флаге, гимне, знакомит с историей их
возникновения в доступной для детей форме.
Обогащает представления детей о том, что Россия
‒ большая многонациональная страна,
воспитывает уважение к людям разных
национальностей, их культуре. Развивает интерес
к жизни людей разных национальностей,
Условия для становления
самостоятельности,
инициативности
и
творческого
взаимодействия в разных
детско-взрослых и детскодетских
общностях,
включая разновозрастное
детское сообщество
проживающих на территории России, их образу
жизни, традициям и способствует его выражению
в различных видах деятельности детей (рисуют,
играют, обсуждают). Уделяет особое внимание
традициям и обычаям народов, которые
проживают на территории малой родины.
Обогащает представления детей о
государственных праздниках: День России, День
народного единства, День Государственного флага
Российской Федерации, День Государственного
герба Российской Федерации, День защитника
Отечества, День Победы, Международный
женский день, Праздник Весны и Труда,
Всемирный день авиации и космонавтики.
Знакомит детей с содержанием праздника, с
традициями празднования, памятными местами в
городе (поселке), посвященными празднику.
Знакомит детей с яркими биографическими
фактами, поступками героев Отечества, вызывает
позитивный эмоциональный отклик и чувство
гордости.
Педагог обогащает представления детей о малой
родине: поддерживает любознательность по
отношению к родному краю; интерес, почему
именно так устроен населенный пункт
(расположение улиц, площадей, различных
объектов инфраструктуры); знакомит со смыслом
некоторых символов и памятников города
(поселка), развивает умения откликаться на
проявления красоты в различных архитектурных
объектах. Поддерживает проявления у детей
первичной социальной активности: желание
принять участие в значимых событиях,
переживание эмоций, связанных с этими
событиями.
Педагог поддерживает стремление ребенка быть
членом детского коллектива: иметь ближайшее
окружение и предпочтения в общении; стремиться
к деловому сотрудничеству; учит в совместной
деятельности ориентироваться на свои
возможности и сверстника. Способствует
овладению детьми умений совместной
деятельности: принимать общую цель,
договариваться о способах деятельности и
материалах, в процессе общего дела быть
внимательными друг к другу, проявлять
заинтересовать в достижении результата,
выражать свое отношение к результату и
взаимоотношениям. Поддерживает
предотвращение и самостоятельное преодоление
конфликтных ситуаций, уступки друг другу,
уточнения причин несогласия. Обогащает опыт
освоения детьми групповых форм совместной
деятельности со сверстниками.
Педагог в совместной деятельности с детьми
поощряет обсуждение и установление правил
взаимодействия в группе, способствует
пониманию детьми последствий несоблюдения
принятых правил.
Расширяет представления о правилах поведения в
общественных местах; об обязанностях в группе.
Обогащает словарь детей вежливыми словами
(доброе утро, добрый вечер, хорошего дня, будьте
здоровы, пожалуйста, извините, спасибо).
Развивает позитивное отношение к ДОО:
поддерживает желание детей соблюдать порядок и
чистоту в группе, преобразовывать пространство в
зависимости от предстоящих событий (праздники,
мероприятия), воспитывает
бережное отношение к пространству и
оборудованию ДОО. Включает детей в подготовку
мероприятий для родителей, пожилых людей,
младших детей в ДОО. Поддерживает чувство
гордости детей, удовлетворение от проведенных
мероприятий.
Общности ДОО
В ДОО выделяются следующие общности:
Педагог - дети,
Родители (законные представители) - ребёнок (дети),
Педагог - родители (законные представители).
Ценности и цели:
профессионального
сообщества
Ценность детства и
каждого ребенка как
личности.
Цели: создание условий
для
раскрытия
личностного
потенциала ребенка.
Ценностью сообщества
является
свобода
преподавания,
свободное выражение
своего мнения, свобода
от вмешательства в
профессиональную
профессиональнородительского
сообщества
Ценность принятия и
уважения.
Цель:
вовлечение
родителей в процесс
воспитания ребенка.
Ценностью сообщества
является
взаимодействие
с
родителями (законными
представителями)
по
вопросам образования и
воспитания
ребенка,
осуществляется
посредством
детско-взрослого
сообщества
Ценности доверия,
дружбы,
ответственности
и
заботы.
Цель: равноправие и
партнерство
взрослого и ребенка.
Ценностью
сообществаявляются
партнерские
отношения
взрослого с детьми;
создание
условий
для
создания
деятельность; свобода
выбора и использования
педагогически
обоснованных
форм,
средств,
методов
обучения и воспитания;
право на творческую
инициативу, разработку
и
применение
авторских программ и
методов обучения и
воспитания в пределах
реализуемой
образовательной
программы; право на
участие в разработке
образовательных
программ; право на
осуществление
научной,
научнотехнической,
творческой,
исследовательской
деятельности, участие в
экспериментальной
и
международной
деятельности,
разработках
и
во
внедрении инноваций;
право
на
выбор
учебников,
учебных
пособий, материалов и
иных средств обучения
и
воспитания
в
соответствии
с
образовательной
программой
и
в
порядке, установленном
законодательством об
образовании.
непосредственного
вовлечения
их
в
образовательную
и
воспитательную
деятельность, в том
числе
посредством
создания
образовательных
проектов совместно с
семьей
на
основе
выявления потребностей
и
поддержки
образовательных
инициатив
семьи,
обеспечения психологопедагогической
поддержки
семьи и
повышения
компетентности
родителей
(законных
представителей)
в
вопросах развития и
образования, охраны и
укрепления
здоровья
детей; оказание помощи
родителям
(законным
представителям)
в
воспитании
детей,
охране и укреплении их
физического
и
психического здоровья,
в
развитии
индивидуальных
способностей
и
необходимой коррекции
нарушений их развития.
социальной
ситуации развития
детей,
соответствующей
специфике
дошкольного
возраста,
предполагающие
обеспечение
эмоционального
благополучия через
непосредственное
общение с каждым
ребенком;
уважительное
отношение
к
каждому ребенку, к
его
чувствам
и
потребностям;
поддержку
индивидуальности и
инициативы
детей
через
создание
условий
для
свободного выбора
детьми
деятельности,
участников
совместной
деятельности;
создание
условий
для принятия детьми
решений, выражения
своих
чувств
и
мыслей;
не
директивную
помощь
детям,
поддержку детской
инициативы
и
самостоятельности в
разных
видах
деятельности
(игровой,
исследовательской,
проектной,
познавательной
и
т.д.); установление
правил
взаимодействия
в
разных ситуациях, в
том числе создание
условий
для
позитивных,
доброжелательных
отношений
между
детьми, в том числе
принадлежащими к
разным
национальнокультурным,
религиозным
общностям
и
социальным слоям, а
также
имеющими
различные (в том
числе ограниченные)
возможности
здоровья; развитие
коммуникативных
способностей детей,
позволяющих
разрешать
конфликтные
ситуации
со
сверстниками;
развитие
умения
детей работать в
группе сверстников.
Особенности организации всех общностей и их роль в процессе
воспитания детей:
Профессиональная общность – это устойчивая система связей и
отношений между людьми, единство целей и задач воспитания,
реализуемое всеми сотрудниками ДОО. Сами участники общности
разделяют те ценности, которые заложены в основу Программы.
Основой эффективности такой общности является рефлексия
собственной профессиональной деятельности.
Воспитатель, а также другие сотрудники:
- являются
примером
в
формировании
полноценных
и
сформированных ценностных ориентиров, норм общения и поведения;
- мотивируют детей к общению друг с другом, поощряют даже самые
незначительные стремления к общению и взаимодействию;
- поощряют детскую дружбу, стараются, чтобы дружба между
отдельными детьми внутри группы сверстников принимала
общественную направленность;
- заботятся о том, чтобы дети непрерывно приобретали опыт общения
на основе чувства доброжелательности;
- содействуют проявлению детьми заботы об окружающих, учат
проявлять чуткость к сверстникам, побуждают детей сопереживать,
беспокоиться, проявлять внимание к заболевшему товарищу;
- воспитывают в детях такие качества личности, которые помогают
влиться в общество сверстников (организованность, общительность,
отзывчивость, щедрость, доброжелательность и пр.);
- учат детей совместной деятельности, насыщают их жизнь
событиями, которые сплачивали бы и объединяли ребят;
- воспитывают в детях чувство ответственности перед группой за свое
поведение.
Профессионально-родительская общность включает сотрудников ДОО и
всех взрослых членов семей воспитанников, которых связывают не
только общие ценности, цели развития и воспитания детей, но и
уважение друг к другу.
Основная задача – объединение усилий по воспитанию ребенка в семье и
в ДОО. Зачастую поведение ребенка сильно различается дома и в ДОО.
Без совместного обсуждения воспитывающими взрослыми особенностей
ребенка невозможно выявление и в дальнейшем создание условий,
которые необходимы для его оптимального и полноценного развития и
воспитания.
Детско-взрослая общность.
Для общности характерно содействие друг другу, сотворчество и
сопереживание, взаимопонимание и взаимное уважение, отношение к
ребенку как к полноправному человеку, наличие общих симпатий,
ценностей и смыслов у всех участников общности.
Детско-взрослая общность является источником и механизмом
воспитания ребенка. Находясь в общности, ребенок сначала
приобщается к тем правилам и нормам, которые вносят взрослые в
общность, а затем эти нормы усваиваются ребенком и становятся его
собственными.
Общность строится и задается системой связей и отношений ее
участников. В каждом возрасте и каждом случае она будет обладать
своей спецификой в зависимости от решаемых воспитательных задач.
Особенности
обеспечения
возможности
разновозрастного
взаимодействия детей:
Одним из видов детских общностей являются разновозрастные детские
общности. В ДОО обеспечена возможность взаимодействия ребенка как
со старшими, так и с младшими детьми на прогулке, во время общих
мероприятий и праздников, на выездах за территорию детского сада, на
экскурсиях.
Это обеспечивает помимо подражания и приобретения нового опыта
послушания, опыт следования общим для всех правилам, нормам
поведения и традициям. Кроме этого, для старших детей отношения с
младшими – это возможность стать авторитетом и образцом для
подражания, а также пространство для воспитания заботыи
ответственности.
Задачи воспитания ДОО
Содержание Программы воспитания реализуется в ходе освоения детьми
дошкольного возраста всех образовательных областей, обозначенных в
ФГОС ДО:
Образовательн
ая область
«Социальнокоммуникативн
ое развитие»
Направления
воспитания
Патриотическ
ое, духовнонравственное,
социальное и
трудовое
направления
«Познавательно
е развитие»
Познавательн
ое
и
патриотическо
е направления
«Речевое
развитие»
Социальное и
эстетическое
направления
Эстетическое
направление
«Художественн
о-эстетическое
развитие»
«Физическое
развитие»
Физическое и
оздоровительн
ое
направления
Ценности
«Родина»,
«Природа»,
«Семья»,
«Человек»,
«Жизнь»,
«Милосердие»,
«Добро»,
«Дружба»,
«Сотрудничеств
о», «Труд».
«Человек»,
«Семья»,
«Познание»,
«Родина»
и
«Природа»
«Культура»,
«Красота»
«Красота»,
«Культура»,
«Человек»,
«Природа»
«Жизнь»,
«Здоровье»
Работа с родителями (законными представителями)
Воспитательн
ые задачи
п.29.3.4 ФОП
ДО
п.29.3.4
ДО
ФОП
п.29.3.4
ДО
ФОП
п.29.3.4ФОП
ДО
п.29.3.4ФОП
ДО
Работа
с
родителями
(законными
представителями)детей
дошкольного возраста строится на принципах ценностного единства и
сотрудничества всех субъектов социокультурного окружения ДОО.
Для реализации РПВ используются формы сотрудничества с семьями
воспитанников, описанные в п. 2.5 Программы.
Воспитательные события ДОО
Событие предполагает взаимодействие ребёнка и взрослого, в котором
активность взрослого приводит к приобретению ребёнком собственного
опыта переживания той или иной ценности:
Вид события
Групповые мероприятия
воспитательной
направленности
Ритмы жизни
Режимные моменты
Свободная деятельность детей
Форма события
Праздники, общие дела, проекты, акции
Утреннее приветствие
Прием пищи, подготовка ко сну
Свободная игра, прогулка
Совместная деятельность в образовательных ситуациях
К основным видам организации совместной деятельности в
образовательных ситуациях в ДОО относятся:
ситуативная беседа, рассказ, советы, вопросы;
социальное моделирование, воспитывающая (проблемная) ситуация,
составление рассказов из личного опыта;
чтение художественной литературы с последующим обсуждением и
выводами, сочинение рассказов, историй, сказок, заучивание и чтение
стихов наизусть;
разучивание и исполнение песен, театрализация, драматизация,
этюды- инсценировки;
рассматривание и обсуждение картин и книжных иллюстраций,
просмотр видеороликов, презентаций, мультфильмов;
организация выставок (книг, репродукций картин, тематических или
авторских, детских поделок и тому подобное),
игровые методы (игровая роль, игровая ситуация, игровое действие и
другие); демонстрация собственной нравственной позиции педагогом,
личный пример педагога, приучение к вежливому общению, поощрение
(одобрение, тактильный контакт, похвала, поощряющий взгляд).
Организация предметно-пространственной среды
Реализация воспитательного потенциала предметно-пространственной
среды в ДОО предусматривает совместную деятельность педагогов,
обучающихся, других участников образовательных отношений по её
созданию, поддержанию,использованию в воспитательном процессе:
Компоненты РППС
Знаки и символы государства, региона,
населенного пункта и ДОО
Компоненты
среды,
отражающие
региональные, этнографические и
другие особенности социокультурных
условий, в которых находится ДОО
Компоненты
среды,
отражающие
экологичность, природосообразность и
безопасность
Компоненты среды, обеспечивающие
детям возможность общения, игры и
совместной деятельности
Компоненты
среды,
отражающие
ценность
семьи,
людей
разных
поколений, радость общения с семьей
Компоненты среды, обеспечивающие
ребёнку возможность познавательного
развития,
экспериментирования,
освоения
новых
технологий,
раскрывающие
красоту
знаний,
необходимость научного познания,
формирующие научную картину мира
Компоненты среды, обеспечивающие
ребёнку возможности для укрепления
здоровья,
раскрывающие
смысл
здорового образа жизни, физической
культуры и спорта
Компоненты среды, предоставляющие
ребёнку возможность погружения в
культуру России,
знакомства
с
особенностями
традиций
многонационального
российского
народа
Компоненты среды, обеспечивающие
ребёнку возможность
посильного
труда, а также отражающие ценности
труда в жизни человека и государства
Представленность в ППРС групп и
ДОО
Уголок патриотизма: Флаг, герб, текст
гимна России; герб и флаг Ростовской
области, города Азова.
Элементы национальной символики и
культуры казаков; особенности
животного и растительного мира
степей;
Экологичекая лаборатория
Центры игры: сюжетно-ролевой игры,
конструирования, театральная студия
Информация о семьях воспитанников,
уголок семейных ценностей
Центры конструирования
Лаборатории исследований
Наличие карт, схем, оборудования для
исследовательской деятельности,
наглядного материала и современных
средств его демонстрации в
соответствии с ООП
Уголок культуры и спорта; Центры
двигательной активности
Спортивные атрибуты для игр
Сказки разных народов, куклы в
нацинальных одеждах
Центры по ознакомлению с
национальностями жителей РФ
Дидактические и семейные игры
Уголки дежурства
Ролевые игры в профессии
Сюжетно-ролевые игры
При выборе материалов и игрушек для РППС ДОО ориентируется на
продукцию отечественных и территориальных производителей.
Социальное партнерство
Реализация воспитательного
предусматривает:
Наименование
общественных
организаций,
учреждений
ОУДПО «Дом знаний»
СОШ № 5 и №1
Дошкольные
учреждения города
ГАУ РО «ЦГБ»
Азове
г.
Пожарная часть
ГИББД
Автономной
некоммерческой
организации
экологической
направленности "ЭКААзов"
ДДТ, ДШИ, ДХШ
Приют для животных
«Феникс»
Азовский историкоархеологический и
палеонтологический
музей-заповедник
потенциала
социального
партнерства
Формы сотрудничества
Срок
Курсы повышения
квалификации, обучение
по охране труда
методические встречи,
экскурсии для
воспитанников, дни
открытых дверей,
Проведение занятий в
ДОО, консультации,
методические встречи,
обмен опытом
-проведение
медицинского
обследования;
-консультирование
по вопросам
заболеваемости и
профилактики
Экскурсии, встречи с
работниками пожарной
части, консультации,
инструктажи.
Проведение бесед с
детьми по правилам
дорожного движения
Тематические
Занятия, участие в
проектах, конкурсах
По плану
ОУДПО «Дом
знаний»
По плану
преемственности
ДОО и школы
Тематические
занятия, участие в
проектах, конкурсах
По планам
организаций
Участие в ежегодной
акции «Руку другу»
Тематические
экскурсионные
выходы
1 раз в год
По плану УО
1 раз в год
По мере
необходимости
По плану
пожарной части
Разовые
договоры
Разовые
договоры
По плану «ЭКААзов»
Разовые
договоры
Организационный раздел РПВ
Кадровое обеспечение
В ДОО приняты следующие решения по разделению функционала,
связанного осуществление воспитательной деятельности:
Наименование
должности (в
соответствии со
штатным
расписанием)
Действующий
профессиональный
стандарт
Заведующий детским
садом
Приказ Минтруда
России от 19.04.2021 N
250н «Об утверждении
профессионального
стандарта "Руководитель
образовательной
организации
(управление
дошкольной
образовательной
организацией и
общеобразовательной
организацией)"»
(Зарегистрировано в
Минюсте России
02.09.2021 N 64848)
Старший воспитатель
Приказ Минтруда
России от 18.10.2013 N
544н (ред. от 05.08.2016)
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования)
(воспитатель, учитель)"»
(Зарегистрировано в
Минюсте России
06.12.2013 N 30550)
Функционал, связанный с организацией и
реализацией воспитательного процесса.
- управляет воспитательной деятельностью на
уровне ДОУ; - создает условия, позволяющие
педагогическому составу реализовать
воспитательную деятельность; - формирование
мотивации педагогов к участию в разработке и
реализации разнообразных образовательных и
социально значимых проектов; - организационнокоординационная работа при проведении
общесадовых воспитательных мероприятий; регулирование воспитательной деятельности в ДОУ;
– контроль за исполнением управленческих решений
по воспитательной деятельности в ДОУ (в том числе
осуществляется через мониторинг качества
организации воспитательной деятельности в ДОУ) стимулирование активной воспитательной
деятельности педагогов
- проводит анализ итогов воспитательной
деятельности в ДОУ за учебный год; - планирует
воспитательную деятельность в ДОУ на учебный
год, включая календарный план воспитательной
работы на уч. год; - информирование о наличии
возможностей для участия педагогов в
воспитательной деятельности; - наполнение сайта
ДОУ информацией о воспитательной деятельности;
- организация повышения психолого-педагогической
квалификации воспитателей; -участие обучающихся
в районных и городских, конкурсах и т.д.; организационно-методическое сопровождение
воспитательной деятельности педагогических
инициатив; - создание необходимой для
осуществления воспитательной деятельности
инфраструктуры;
развитие сотрудничества с социальными
партнерами;
Учитель-логопед
Приказ Министерства
труда и социальной
защиты Российской
Федерации от 13.03.2023
№ 136н «Об
утверждении
профессионального
стандарта "Педагогдефектолог"»
(Зарегистрирован
14.04.2023 № 73027)
Педагог-психолог
Приказ Министерства
труда и социальной
защиты РФ от 24 июля
2015 г. N 514н «Об
утверждении
профессионального
стандарта "Педагогпсихолог (психолог в
сфере образования)"»
Воспитатель Инструктор
по физической культуре
Музыкальный
руководитель
Приказ Минтруда
России от 18.10.2013 N
544н (ред. от 05.08.2016)
«Об утверждении
профессионального
стандарта "Педагог
(педагогическая
деятельность в сфере
дошкольного,
начального общего,
основного общего,
среднего общего
образования)
(воспитатель, учитель)"»
(Зарегистрировано в
Минюсте России
06.12.2013 N 30550)
Помощник воспитателя
Осуществление необходимой коррекции
недостатков в
физическом и (или) психическом развитии детей:
- практическое усвоение лексических и
грамматических средств языка;
- подготовка к обучению грамоте;
- развитие навыков связной речи;
- расширение и систематизация знаний и
представлений детей
об окружающей действительности;
- развитие высших психических функций (внимания,
памяти, логического мышления);
- развитие мелкой моторики руки;
- коррекция эмоционально-волевой сферы.
оказание психолого-педагогической помощи; осуществление социологических исследований
обучающихся; - организация и проведение
различных видов воспитательной работы; подготовка предложений по поощрению
обучающихся и педагогов за активное участие в
воспитательном процессе.
- оказание психолого-педагогической помощи; осуществление социологических исследований
обучающихся; - подготовка предложений по
поощрению обучающихся и педагогов за активное
участие в воспитательном процессе;
-наполнение сайта ДОУ информацией о
воспитательной деятельности
- обеспечивает занятие обучающихся творчеством,
медиа, физической культурой; - формирование у
обучающихся активной гражданской позиции,
сохранение и приумножение нравственных,
культурных и научных ценностей в условиях
современной жизни, сохранение традиций ДОУ;
– организация работы по формированию общей
культуры будущего школьника; - внедрение
здорового образа жизни; - внедрение в практику
воспитательной деятельности научных достижений,
новых технологий образовательного процесса; организация участия обучающихся в мероприятиях,
проводимых районными, городскими и другими
структурами в рамках воспитательной деятельности;
Создание социальной ситуации развития
обучающихся, соответствующей специфике
дошкольного возраста.
Обеспечение совместно с воспитателем занятий
обучающихся творчеством, трудовой
деятельностью.
Участие в организации работы по формированию
общей культуры будущего школьника.
Нормативно-методическое обеспечение
Нормативно-правовую основу воспитательной работы в дошкольной
образовательной организации определяют следующие документы:
Конституция Российской Федерации; Федеральный закон от 29
декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 № 400 «О
Стратегии национальной безопасности Российской Федерации»;
Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период
до 2025 года;
Федеральная образовательная программа дошкольного образования
(утверждена приказом Минпросвещения России от 25 ноября 2022 г. №
1028, зарегистрировано в Минюсте России 28 декабря 2022 г.,
регистрационный № 71847).
Для реализации программы воспитания ДОУ применяет
практическое руководство "Воспитателю о воспитании", представленное
в открытом доступе в электронной форме на платформе институт
воспитания.рф.
В ДОО приняты следующие управленческие решения, связанные с
осуществлением воспитательной деятельности:
- Внесение изменений в должностные инструкции педагогов по
вопросам воспитательной деятельности;
- Договоры о сотрудничестве с социальными партнерами
– «О создании рабочей группы по мониторингу инфраструктуры и
комплектации учебно-методических материалов в целях реализации
образовательных программ ДО»;
-«Об утверждении плана-графика повышения квалификации членов
педагогического коллектива
— правила внутреннего распорядка обучающихся в ДОУ№;
– локальные нормативные акты.
Требования к условиям работы с особыми категориями детей
В соответствии с п.29.4.3.1 ФОП ДО по своим основным задачам
воспитательная работа в ДОО не зависитот наличия (отсутствия) у
ребёнка особых образовательных потребностей
Программа предполагает создание следующих условий,
обеспечивающих достижение целевых ориентиров в работе с особыми
категориями детей:
направленное на формирование личности взаимодействие
взрослых с детьми, предполагающее создание таких ситуаций, в которых
каждому ребёнку с особыми образовательными потребностями
предоставляется возможность выбора деятельности, партнера и средств;
учитываются особенности деятельности, средств её реализации,
ограниченный объем личного опыта детей особых категорий;
формирование игры как важнейшего фактора воспитания и
развития ребёнка с особыми образовательными потребностями, с учётом
необходимости развития личности ребёнка, создание условий для
самоопределения и социализации детей на основе социокультурных,
духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе
правил и норм поведения;
создание воспитывающей среды, способствующей личностному
развитию
особой
категории
дошкольников,
их
позитивной
социализации, сохранению их индивидуальности, охране и укреплению
их здоровья и эмоционального благополучия;
доступность воспитательных мероприятий, совместных и
самостоятельных, подвижных и статичных форм активности с учётом
особенностей развития и образовательных потребностей ребёнка; речь
идет не только о физической доступности, но и об интеллектуальной,
когда созданные условия воспитания и применяемые правила должны
быть понятны ребёнку с особыми образовательными потребностями;
участие семьи как необходимое условие для полноценного воспитания
ребёнка дошкольного возраста с особыми образовательными потребностями.